Интервью с Лотаром Де Мезьером,
Председателем германского Координационного Комитета

- «Петербургский диалог» был основан как открытый дискуссионный форум, на сегодняшний день он существует уже десятый год. В чем заключается его главная задача?

- Между Германией и Россией есть многочисленные контакты в сфере политики и экономики, значительно меньше их объем в сфере гражданского общества. Наша цель – наладить диалог между гражданскими обществами двух стран, найти общие истоки – в культуре, религии и так далее. Я считаю, что в последние годы нам это хорошо удавалось в рамках восьми наших рабочих групп, занимающихся актуальными проблемами.

- Что, по-Вашему, является отличительной чертой «Петербургского диалога»? В чем его сильные стороны?

- В первую очередь я хочу подчеркнуть, что с обеих сторон в работе Форума участвуют компетентные люди – это важная предпосылка успеха. Во-вторых, у нас большое разнообразие тем. Мы пытаемся сделать так, чтобы наша деятельность находила отклик и у политиков. Федеральный канцлер и Президент России не просто осуществляют патронаж, но и принимают ежегодно участие в заключительном заседании, слушая отчет о наших дискуссиях. Мы можем констатировать, что многое из того, что прозвучало в этих отчетах, было воплощено в жизнь политиками.

- В рамках «Петербургского диалога» был основан Форум Коха-Мечникова. Какой вклад он может внести в сближение двух стран?

- Роберт Кох и Илья Мечников были крупными бактериологами и вирусологами своего времени, поэтому мы и выбрали их имена. Инфекционные заболевания приобретают в эпоху глобализации все большее значение. Речь идет не только о ВИЧ, но и о туберкулезе, о гепатите В и С, которые переносятся в процессе переливания крови, а также о таких заболеваниях, как птичий и свиной грипп. Необходимо разрабатывать совместную стратегию борьбы с этими заболеваниями, в первую очередь в научной области. А затем вместе с бизнесом обсудить способы эффективного противодействия. Особенно в России мы ощутили, насколько серьезный интерес вызывает работа этого форума. В Томск приехало до 2000 медиков, которые хотели получить дополнительную информацию по упомянутым вопросам. В Берлине тоже проходили мероприятия форума. Я считаю, что это – один из действительно удачных проектов «Петербургского диалога».

- Какое место занимает работа с молодежью среди другой деятельности, о которой Выв уже упоминали?

- Во-первых, у нас есть отдельная рабочая группа «Мастерская будущего», где представители молодежи формулируют свои ожидания от политики и общества в следующие 15-20 лет. Мы поддерживаем тесный контакт с молодежным парламентом, который заседает параллельно с «Петербургским диалогом». Несколько лет назад мы запустили программу российско-германского молодежного обмена по образцу подобных обменов с Францией и Польшей. И сегодня мы снова говорили о том, как важно вовлечь в нашу работу молодое поколение, чтобы в дискуссиях принимали участие не только такие пожилые люди, как я.

- С какими вызовами придется столкнуться «Петербургскому диалогу» в ближайшем будущем?

- В этом году мы отмечаем десятилетний юбилей. И, естественно, оглянемся и посмотрим на то, что сделано за эти 10 лет. Но гораздо важнее для нас смотреть вперед. Недаром главная тема Форума – «Российское и германское общества в следующем десятилетии». Это значит, что мы смотрим на десять лет вперед – и как раз сегодня говорилось о том, что эта тема достаточно конкретная и в то же время достаточно открытая для того, чтобы каждая рабочая группа могла обсуждать в ее рамках свои проблемы. Мы точно знаем, что речь идет не только о германо-российских отношениях, что эти отношения включены в европейские и глобальные процессы. Управлять этими процессами, в том числе в период кризисов, вроде пережитого нами в прошлом году, и есть одна из важнейших задач «Петербургского диалога».

- Как Вы считаете, насколько важен «Петербургский диалог» для взаимопонимания между Германией и Россией?

- Я мог бы сказать, что поначалу мы все сидели и говорили друг с другом довольно отстраненно, у нас были готовые формулы и готовые ответы. Но за прошедшее время дискуссия стала совершенно открытой. Мы можем обсуждать сложные вопросы и верим в то, что наш Форум может способствовать возникновению новой атмосферы, новой культуры диалога между немцами и русскими.

- Как Вы лично видите будущее «Петербургского диалога»?

- Несколько лет назад мы уже формулировали его: хотелось бы, чтобы лет через десять мы могли подняться на борт самолета, летящего во Владивосток, и никто не спросил бы у нас ни паспорт, ни визу, и в кармане у нас лежала бы общая валюта.