Тезисы выступления президента Российского Фонда Культуры Н.С. Михалкова на X
российско-германском форуме «Петербургский диалог» «Российское
и германское общества в следующем десятилетии»
  1. Что русскому хорошо, то немцу смерть. А что немцу хорошо, то русскому как?.. (В каждой шутке есть доля шутки, тем более что это, пожалуй, и не шутка.) И все же, что вообще связывало и может связывать русского и немца? Ну, скажем, двух таких друзей из романа Гончарова как Обломова и Штольца... Другой разговор, что оценки - «хорошо - плохо» и фразы: «он русский - это многое объясняет...» годятся для описания отношений конкретных людей, а вот как быть с отношениями между нашими странами и народами, живущими особой жизнью, ведомыми традициями, национальным духом...

    Из века в век - через Россию-Евразию Германия получала дух Востока, превозмогая рыцарскую и римскую зависимость. (Россия спасла и сохранила Германию и Европу, приняв и удержав на себе трехсотлетнее татаро-монгольское иго; не будь этого, - на каком бы языке разговаривали и твори­ли Гете и Шиллер?) В свою очередь - через Германию Россия получала то, что ей всегда не доставало - стабильность отношений, честность и ясность задач, созидательную размеренность в деловых отношениях...

  2. Бесспорно - сегодня и правительствами наших стран, и гражданскими обществами, и бизнесом сделано много шагов навстречу другу - и в политике, и в экономике, и в социально-культурной сфере... Да и события конца XX века и начала века XXI значили для России и Германии очень многое... Но я не случайно назвал последовательность этих шагов именно в таком порядке. Потому что на сегодняшний день приоритеты таковы: экономика, политика, культура; то есть все именно так, как нас немецкие коммунисты и русские большевики и учили (по Марксу) - сначала базис, а потом надстройка...

    Мы тянет газопроводы, качаем нефть, строим автомобильные заводы, торгуем, общаемся в Европарламенте. Мы сотрудничаем и мы партнеры. У нас вполне рыночные, и в этом смысле, добрососедские отношения. Казалось бы - все хорошо, мы знаем ответы на тактические вопросы «что и как де­лать», нужно просто что-то улучшить, кое-что добавить, от чего-то оказать­ся...

    А вот как быть со стратегией? Как быть с общими вопросами^ без кото­рых вопросы частные просто бессмысленны? Можем мы без патетики, без суетливого подсчета прибыли спокойно осмотреться и поискать ответ на один - главный вопрос: «Зачем и ради чего живут сегодня русский и герман­ский народ, русские и немцы» и «Зачем и ради чего они должны жить?» Что наши народы связывало и может связывать в глубинном истинном смысле, превосходящем видимый уровень материального благосостояния и полити­ческой стабильности? Может быть, стоит поискать ответы на эти общие во­просы вместе? И в результате не только получить удовлетворение от благо­устроенности нашего быта, но и обрести радость и смысл от предназначения нашего бытия?..

    Давайте поставим перед собой такую задачу...

  3. А вот для того, чтобы эту задачу решить нам нужно постараться себя и друг друга понять. (Именно понять, а не стать для себя и друг для друга по­нятными.) Мы должны признать, что мы разные, и потому в поиске верной ноты во взаимоотношениях друг к другу мы должны опираться не столько на ум и власть, сколько на силу и мудрость. Тогда мы и сможем понять: в чем тайна и предназначение наших народов, в чем и где, у какой черты, на каком горизонте они могут сойтись. И достаточно ли нам для того, чтобы найти се­бя и друг друга только наших человеческих сил?.. Или нам нужна для этого Иная Помощь...

    Но, прежде всего, нам следует осознать, что мы в лихолетье XX века утратили, потеряли. А утратили мы два наших мира. Русский и германский мир исчезли в пожаре революций и мировых войн. Произошло Отречение. Нас оставил созидательный дух. Восторжествовало псевдонародное едине­ние, основанное на отрицании и противодействии, на слове «нет». И это ста­ло трагедией, трагедией двух наших наций.

    Русского мира, (в котором жили и понимали друг друга Обломов и Штольц) с базарами, экипажами, половыми, кучерами, пыльными дорогами, колокольным звоном, солнечным светом, который раздражал многих пылью, тупостью, мухами, но который был согрет неугасимой лампадой и в котором в течение столетий обрели вторую родину более полутора миллионов нем­цев, - теперь нет, он исчез, и возникла пауза, которую сначала заполнили шакалы, а потом мыши. Германского мира, романтического и мужественно­го, активно формирующего культурное пространство и время, мира, в кото­ром творил «германский гений», в котором нашли приют десятки тысяч рус­ских беженцев и эмигрантов, - теперь нет, он исчез, и возникла пауза, кото­рую сначала заполнили волки, а потом зайцы.

    Нас пронзила Война, горькую чашу которой наши народы испили до дна. (Я убежден, что ни один народ не может считаться воевавшим, если он не бился с внешним врагом на своей территории. Война - это не только сол­даты, а все, что накрывает нацию. Война касается всего - пейзажа, речки. Скамейки во дворе, неба над головой, родных и близких. Когда твои города бомбят вражеские самолеты, по ночам комендантский час и нельзя выйти на улицу, когда продукты отпускаются по карточкам, а в хозяйской постели спит чужой человек, говорящий на незнакомым языке. Такое генетическое ощущение беды, может быть лишь у тех, кто воевал на родине. И такое гене­тическое ощущение у наших народов есть, оно у нас в крови.)

    Как духовные и культурные миры в XX веке Россия и Германия были разрушены. Их больше нет. Подчеркиваю: я говорю сейчас не о политике, это совсем другая история. И не мне о ней судить. Как художник и гражда­нин: говорю и сожалею о народах, обществах, людях, которые утратили свою традиционную многовековую культурную сердцевину.

    Убежден, что именно здесь болевая точка, здесь узел всех наших про­блем. Поэтому с обращения человека и нации лицом к культуре, с возрожде­ния традиционного мироощущения, нам следует начинать поиск той плодо­родной почвы, на которой могут взойти ростки бытия и события двух на­ших народов. (Особо подчеркну: я не рассматриваю это как церковную или конфессиональную задачу. Это вопрос не моей компетенции.) Я говорю о глубинной, духовной культуре, которая пронизывала собой русскую и гер­манскую литературу, философию, музыку, живопись, архитектуру, рождала шедевры искусства, насыщала быт, постулировала нормы права, порождала образы «героев нашего времени», формировала правила обихода и устанав­ливала требования морали. Я говорю о совести человеческой, нравственной ответственности и предназначении человека - германца и русского.

    Человек без веры - мне не интересен, сказал русский мудрец Василий Розанов. И это правильно. Ибо в результате «революции неверов» и появился сегодня в Объединенной Европе, да и в России - тот «средний европеец», ко­торый, по словам Константина Леонтьева, является орудием всемирного раз­рушения. Перефразируя Розанова скажу: что народ и общество без веры, в особенности современное гражданское общество, мне - не интересны; будь при этом они хоть трижды демократичны и толерантны.

    России и Германии надо сосредоточиться. Остановится на главном, глубинном, значительном. Поменять приоритеты. И начать строить свой мир и мир наших взаимоотношений - с культуры, экономики и политики. Именно в таком порядке, а не наоборот. И тогда это будет на века, а не на время отте­пели, после которой очень быстро, в силу господства материальных и поли­тических интересов может вновь вспыхнуть и холодная и горячая война.

    Созидательность и позитивность во взаимоотношениях нам надо иметь не только и не столько в экономике и политике, сколько в вибрациях тех по­граничных точек, через которые проходят взаимотоки национальных куль­тур: литературы, философии, музыки, живописи, театра, кино... Взаимоот­ношения перестают быть формальными тогда, когда за ними стоит живой че­ловеческий интерес поиска культурной и национальной идентичности, эко­номической выгоды и долгосрочной стабильности.

    «Поверх нефти и газа» в российско-германских отношениях сегодня может смотреть и видеть только культурный человек и гражданское общест­во, которое опирается на традиции своего народа и уважает традиции других народов. А «средний европеец», безродный коммерсант, агностик и ниги­лист, ничего кроме марева «поверх нефти и газа» в российско-германских отношениях увидеть не сможет...

    Убежден, когда в качестве «точки отсчета» в наших взаимоотношениях мы примем «позитивное, национальное, культурное единение», тогда ясно и отчетливо поймем: зачем нам жить, почему нельзя воевать, во имя чего со­трудничать, для чего нефть и газ добывать и автомобили делать, и, даже: как, с кем и когда водку и шнапс пить...

  4. То, что я сказал, представляется мне главным, истинным, корневым для будущего российско-германских взаимоотношений. Но лишь сказать - не­достаточно. Этим часто грешат форумы общественности: поговорили, блес­нули умом, поделись идеями, разошлись и забыли...

    Дело надо делать, господа! Только мы, сами, можем возродить русский и германский мир, русскую и германскую культуру. Глаза бояться, а руки де­лают. Я понимаю, что нельзя сделать «все и сразу». Глупо насаждать веру палками или гнать народ в церковь. Культурная революция нам не нужна! Нам необходимы - культурная эволюция и просвещенный консерватизм. Это путь долгий и трудный. Но это путь верный! По нему Россия и Германия спокойно, с ровным дыханием могут веками идти вместе. Путь культурной эволюции может консолидировать и реально объединить всю Европу. Скажу больше, на мой взгляд, иного пути к мирному сосуществованию для единой Европы в современном глобальном мире просто нет.

В связи с этим я предлагаю культурно переформатировать процесс «российско-германских отношений» и вывести их на новый качественный уровень с помощью конкретного дела - образования в России и Германии социально-культурных и экономических пространств, где при поддержке го­сударства и гражданского общества могла бы возникнуть благоприятная ин­вестиционная атмосфера для развития культуры, творчества, бизнеса и быта.

Я имею в виду - возрождение «Немецкой слободы» в Москве и «Рус­ского района» в Берлине. (Мне трудно предположить, как это может быть реализовано в Берлине (и в Берлине ли?), я бы хотел послушать здесь моих немецких коллег.) А вот что касается Москвы, то в Лефортово и в Басманном районе на основе развития современных культурных индустрии, социально-бытовой сферы, малого и среднего бизнеса может быть возрождена истори­ческая «Немецкая слобода». Кирха, немецкий рынок, немецкая аптека, не­мецкая булочная, немецкие кафе и рестораны, немецкие лавки и мастерские, немецкий театр, немецкая библиотека, музей и архив, немецкий университет филиал Гете-института, немецкая школа и детский сад... И все это - в атмо­сфере взаимопроникновения русского и немецкого быта и бытия, на основе взаимосвязи русского и немецкого языка, в атмосфере традиционной народ­ной культуры. (В качестве примера «продуктивности» подобного Проекта хотел бы напомнить участникам Форума одно историческое обстоятельство: в 1799 году именно на территории Немецкой слободы родился великий рус­ский поэт Александр Сергеевич Пушкин, в чьем роду по материнской линии был не только «арап Петра Великого», о чем всем хорошо известно, но и немцы, о чем, известно не столь хорошо и далеко не многим.)

Предлагаемый Проект требует согласования и решения многих вопро­сов на международном, федеральном и муниципальном уровнях. Поэтому oн может быть успешно реализован только под патронатом руководителей на­ших стран. В связи с этим предлагаю обратиться к госпоже канцлеру Ангеле Меркель и господину президенту Дмитрию Медведеву с просьбой о полити­ческой и экономической поддержке Проекта, реализация которого, на мой взгляд, может стать практическим результатом работы нашего Форума.