ИА Росбалт 18.11.2012
Общение российских и германских участников форума "Петербургский диалог" оказалось заметно продуктивнее, чем переговоры лидеров двух стран. Это вновь показывает, что общество на практике готово обсуждать даже очень сложные вопросы, тогда как власть может на словах все эти проблемы перечислить, но при встрече с иностранным партнером дискуссию превратить в монолог.
Либо Германия менторским тоном поучает "недозрелую" Россию, либо подросшие московиты презрительно указывают германским коллегам их место.
Форум продолжался три дня, при этом стартовый, нулевой, день, был посвящен заседанию всего одной секции – "Гражданское общество". Германские гости неожиданно организовали масштабную встречу в обществе "Мемориал" с российскими правозащитниками и представителями негосударственных некоммерческих организаций.
Российским властям это, судя по всему, не очень понравилось. Уже на следующий день на дискуссии, посвященной обсуждению сложных вопросов двусторонних отношений, глава комитета по международным делам Госдумы Алексей Пушков дал отпор германским коллегам, заявив, что слушать их советы Россия больше не намерена. Потому, что она их "переросла".
Ну а еще днем позже, на совместной встрече лидеров двух государств — Ангелы Меркель и Владимира Путина с участниками форума, стало понятно, что президент с бундесканцлером также расстаются, что называется, "на ножах".
"Господину президенту даже и вопросов не задавали, а мне уже пришлось на четвертый отвечать. И я отвечаю на них с радостью", — посетовала в конце встречи германский канцлер Ангела Меркель.
"Они и так знают, что я думаю", — объяснил в ответ Владимир Путин. Показательно, что в официальную стенограмму, вывешенную на президентском сайте, эта фраза российского лидера так и не попала.
До этого беседа двух лидеров состояла в значительной мере из взаимных упреков и "подколок", которые они сами скромно называли готовностью спокойно обсуждать самые сложные вопросы двусторонних отношений.
Путин и Меркель, хотя их об этом и не спрашивали, успели обсудить, видимо, в качестве "наболевшего", и дело Pussy Riot, и образы "идеального немца" и "идеального русского". Причем германский канцлер отметила, что таких идеальных типажей не бывает, а российский президент, в свою очередь, заверил ее, что таким "идеальным немцем" в России считают именно саму Меркель.
Однако перед этим неудовольствие Путина вызвали заявления Ангелы Меркель о выработке единой политики ЕС.
"У нас так принято, что мы пытаемся формировать совместную политику в рамках ЕС. Если у Германии какое-то мнение, то мы общаемся на эту тему с нашими 26 партнерами в Европейском союзе и согласовываем свои высказывания. Российский президент знает, что когда у европейцев нет единого мнения, то мы не всегда в состоянии договориться. Но если единое мнение единое сформировано, то мы его высказываем, как положительное, так и критическое, отрицательное", — заявила она.
В ответ Путин указал: "Обратите внимание, что сказала госпожа федеральный канцлер. Она сказала: "Мы сначала советуемся с 26 другими странами, а потом излагаем общую позицию". В экономике это называется "картельный сговор". А картель – это всегда плохое дело. Надо бы иметь и собственную позицию".
Затем, в ответ на попытку председательствовавшего на встрече главы совета директоров "Газпрома" Виктора Зубкова назвать эти слова "шуткой", коротко отрезал: "Это не шутка".
И это впрямь, какие тут шутки. Ведь Россия и Германия давно не говорили так "тяжело" и нелицеприятно.
Правда, эксперты отмечают, что в целом разговор был резким, но конструктивным. В частности, политолог Александр Рар сообщил "Росбалту", что, по его мнению, "в Германии некоторые озабочены определенными тенденциями развития внутренней политики в России", однако "в разговоре с Путиным и Меркель вопросы в этом отношении были заданы, и на них был дан двусторонний, адекватный ответ".
Так что, по мнению Рара, оба лидера подчеркивали, что они готовы углублять отношения, сотрудничать в новых сферах и также отвечать на тяжелые вопросы, затрагивая трудные темы". Стало быть, разговор получился.
В свою очередь депутат Бундестага Андреас Шоккенхофф, который является координатором германо-российского сотрудничества по линии гражданского общества, а также автором ряда жестких заявлений в адрес российских властей, отступающих от демократических стандартов, был весьма острожен в оценках прошедшей встречи.
В интервью "Росбалту" (которое готовится к публикации) он заявил, что разговор подтверждает, что власти двух стран не прячутся "под протокольными формальностями", поэтому Путин и Меркель отвечали на вопросы участников форума "очень свежо".
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация. Россия и Германия явно сегодня не готовы слушать друг друга. Их беседа на глазах превращается в монолог, где один другого услышать и не пытается, хотя оба кричат довольно громко.
В тоже время ни одна из сторон не готова по собственной инициативе этот разговор прервать. Так что эксперты, видимо, правы — шанс на превращение нынешнего монолога в полноценную дискуссию еще есть.