Невское время 20.07.2011
Очередной раунд российско-германского форума, который в эти дни проходит в ФРГ, ознаменовал новый виток стратегического партнерства двух стран, несмотря на попытки сорвать развитие этого партнерства
Что первично для крупнейшего российско-германского форума «Петербургский диалог»? Обсуждение гуманитарных вопросов, которое ведут представители общественности двух стран? Или конкретные решения, которые принимают «деловые элиты» в рамках параллельно проходящих межгосударственных консультаций? На одной чаше весов тот факт, что десять лет назад инициаторы мероприятия Владимир Путин и Герхард Шредер предначертали своему детищу в первую очередь взаимодействие гражданских обществ Германии и России и только во вторую – обсуждение актуальных вопросов политики и экономики. На другой чаше – постоянный рост числа прагматичных решений, исходящих как от деловых кругов, так и от лидеров двух стран во имя «стратегического партнерства».
И в немецком обществе, и в руководстве «Петербургского диалога», и в германском правительстве хватает сторонников обоих подходов. Так что споры о необходимости «модернизации» форума то ли в «гуманитарную» сторону, то ли в «прагматичную» ведутся уже не первый год. В кулуарах форума говорят, что в увеличении гуманитарной составляющей «Диалога» в ущерб практическим решениям (вплоть до срыва таковых), обсуждаемым на межгосударственных консультациях, заинтересованы не столько вполне искренние идеалисты (представители гражданских обществ двух стран), сколько весьма влиятельные недоброжелатели стратегического партнерства России и ФРГ. Однако на нынешнем форуме самой посещаемой оказалась рабочая группа «Экономика», а вовсе не «Гражданское общество». При этом надо понимать: никто не считает вопросы гуманитарного характера не стоящими выеденного яйца, но во времена, когда речь идет о хлебе насущном и о тепле для всех и для каждого, более важными представляются аспекты межгосударственного сотрудничества.
Аспект первый: ныне речь в Вольфсбурге и Ганновере велась не просто о «стратегическом сотрудничестве» в целом, но и о «стратегическом сырьевом партнерстве» двух государств. Иначе говоря, уже намечены вполне конкретные пути по выводу «Газпрома» на конечного европейского потребителя. Этот процесс будет осуществлять немецкая сторона, которая, в свою очередь, параллельно наращивает доступ германских энергоконцернов к российским сырьевым ресурсам. Так, планы создания российско-германского энергетического агентства Rudea, разговоры о котором шли давно, сейчас впервые обрели конкретные параметры.
Аспект второй: недоброжелателям глобального российско-германского сотрудничества (в том числе и тем, что сидят в Вашингтоне) хотелось бы сорвать диалог о доступе немецких концернов к отечественным редкоземельным металлам. Их немцам может предложить и Китай, но в ФРГ очень опасаются излишней зависимости от этой страны. Причем даже в большей степени, чем пресловутой зависимости от России.
Аспект третий: за пределами Германии и России существуют мощные транснациональные концерны, заинтересованные в геологическом освоении азиатской части РФ, ныне исследованной всего на одну десятую. То есть некоторым глобальным корпорациям хочется перехватить у германских предприятий доступ к уникальным российским сырьевым источникам. Или как минимум осложнить нынешние консультации по этому вопросу между лидерами Германии и России. Что, к счастью, не удалось.
Кроме того, противников экономической оси Москва – Берлин раздражает укрепляющаяся германо-российская кооперация в деле освоения ресурсов природного газа. А также поступательное наращивание прямых инвестиций, которые немецкие фирмы осуществляют в российскую экономику (только в течение первого квартала 2011 года они возросли на рекордную сумму – 1,2 миллиарда евро).
Еще один предмет раздражения – нарастающая экспансия «Газпрома» в Старый Свет. Дело в том, что сейчас, в канун окончания строительства первой ветки газопровода «Северный поток» и начала прокладки второй, речь зашла и о возможной прокладке третьей очереди, ранее не обсуждавшейся. Что тесно связано с решением Германии закрыть все свои АЭС к 2020 году.
Вся эта проблематика, причем со скорейшим выходом на конкретные решения, и находилась в центре внимания лидеров двух стран, проводивших свои консультации параллельно с «Диалогом». И тут – важно выделить два момента.
Во-первых, укрепление экономической, энергетической, сырьевой и многих других «осей» Москва – Берлин обусловлено многими объективными факторами. Их придется и впредь учитывать лидерам обоих государств. Вне зависимости от того, кто займет в будущем соответствующие высшие посты двух стран. И, разумеется, невзирая на позиции восточноевропейских государств, традиционно опасающихся «смычки» Германии и России. А также вне зависимости от реакции на российско-германское сближение со стороны Вашингтона, не без оснований опасающегося возникновения нового «центра силы» в сердце Европы.
Во-вторых, зная глобальную цену стратегического партнерства двух великих европейских держав, можно не сомневаться – неудавшийся трюк с немецкой политической премией «Квадрига» (которую, как известно, сначала было присудили Владимиру Путину, а потом, чтобы вышло поскандальнее, «отприсудили») будет не последней попыткой определенных сил сорвать продвижение России и ФРГ навстречу друг другу. Здесь приведу мнение инсайдеров о цели «премиального скандала»: «Цель – вооружить господина Путина аргументацией против сотрудничества с Германией, а также с Западной Европой в целом, максимально перенаправить вектор российских экономических и энергетических устремлений с Запада на Восток, увести Россию в Азию, подальше от нарождающихся центров силы XXI века».
Между тем никто не оспаривал мудрости известного вопроса: «Кому это выгодно?» А посему на будущее (в среднесрочной перспективе) прошу читателей повнимательнее следить за развитием событий на российско-немецком медийном пространстве. И помнить: многие негативные «сенсации», скандальчики и скандалы на почве любых двусторонних отношений зачастую раздуваются с единственной целью – если не сорвать, то как минимум предельно осложнить стремительно развивающееся сотрудничество двух стран.
О чем договорились Россия и Германия
- Глава МИД ФРГ и спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой подписали совместное заявление о намерениях по проведению в 2012–2013 годах Года России в Германии и Года Германии в России.
- Министры финансов Алексей Кудрин и Вольфганг Шойбле поставили подписи под заявлением о сотрудничестве в формате российско-германского финансового диалога.
- Российский холдинг МРСК и немецкий концерн «Сименс АГ», Германское энергетическое агентство и Российско-германское энергетическое агентство подписали меморандум о взаимопонимании в области модернизации распределительного сетевого комплекса.
- Подписан меморандум о взаимопонимании между Минэкономразвития РФ и минприроды ФРГ в отношении содействия реализации проекта «Охрана лесов реки Бикин», сделано совместное заявление Минприроды РФ и ФРГ о сотрудничестве по проекту «Восстановление торфяных болот в России в целях предотвращения пожаров и смягчения изменений климата».