Белая полоса 08.10.08

 

Санкции отменяются

В начале августа авторитет России в Европе, казалось, упал до низшей отметки. Политики и пресса наперебой осуждали «империализм Кремля» и сочувствовали молодой грузинской демократии, подвергшейся русской агрессии. Звучали голоса о том, что Россию нужно жестоко покарать за нехорошее поведение – например, экономическими санкциями… Что же получилось на деле?

А на деле все заявления европейцев оказались мыльным пузырем, пустым сотрясанием воздуха. Уже в начале сентября на саммите Евросоюза было принято вполне ожидаемое решение: экономических санкций не будет. Правда, переговоры по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС, которые должны были пройти в начале осени, не состоялись… но вскоре было объявлено, что они пройдут с опозданием на месяц. Не слишком ужасная кара, не правда ли? Пережить можно.

Прошедший в начале октября форум «Петербургский диалог» стал очередным свидетельством того, что Европа совершенно не заинтересована в ухудшении отношений с Москвой. Создавался этот форум семь лет назад тогдашним Президентом РФ Владимиром Путиным и тогдашним Федеральным канцлером ФРГ Герхардом Шредером, которые, как известно, много говорили о нерушимой дружбе России и Германии. «Петербургский диалог» был предназначен для того, чтобы представители гражданского общества двух стран (а точнее – политической, культурной и бизнес-элиты) могли раз в год собраться, выпить-закусить и пообщаться друг с другом на животрепещущие темы. Идея сама по себе весьма разумная – ведь чисто политические контакты, какими бы хорошими ни были отношения между лидерами, обеспечить стабильное партнерство не в состоянии. Что до реализации… ну, о больших успехах говорить пока рано, но то, что «Петербургский диалог» избежал опасности превратиться в международную светскую тусовку, уже хорошо. Как ни крути, но некоторые конкретные проекты сотрудничества с его помощью реализованы.

С момента основания форума утекло уже много воды, на место Шредера пришла куда более критично настроенная к России Ангела Меркель, на место Путина – Дмитрий Медведев. Многое ли изменилось, особенно с учетом августовских событий? Да почти что ничего.

Вспомним: полтора месяца назад госпожа Федеральный канцлер была в числе самых ожесточенных критиков России. В середине месяца Меркель предприняла кавказское турне, в ходе которого встретилась и с Медведевым, и с Саакашвили. Речи двух противостоящих лидеров не сильно отличались друг от друга: оба рассказывали о варварстве другой стороны, об этнических чистках и о том, что «мы – хорошие, а они – плохие». На стороне российского президента были нефть и газ, а также весьма привлекательный рынок сбыта; на стороне грузинского – симпатии всей «демократической общественности» по обе стороны Атлантики. Выбор был непрост, и в дальнейшем германская сторона несколько убавила свою миротворческую активность, чтобы не наломать дров.

Это было, повторюсь, в августе. А в октябре, на берегах Невы, немцы четко показали: они хотят вернуть все на круги своя. Сама Ангела Меркель высказалась в том смысле, что даже после грузинских событий с Россией надо выстроить «новые отношения доверия». Вероятно, на ее позицию большое влияние оказал тот факт, что во время форума было подписано крайне выгодное немецкой стороне соглашение – об участии газового концерна E.ON в разработке Южнорусского месторождения. Да и проект Североевропейского газопровода никто не отменял…

Вторая важная уступка с германской стороны заключалась в том, что Ангела Меркель признала: время для вступления в НАТО Грузии и Украины еще не пришло. Напомню: на Бухарестском саммите Североатлантического альянса в апреле текущего года именно ФРГ вместе с несколькими другими европейскими странами заблокировали предоставление Киеву и Тбилиси Плана действий по членству в НАТО, на чем так настаивали Соединенные Штаты. «Не время» - твердили хором Меркель и Саркози. И вот теперь глава германского правительства подтвердила свою позицию. Правда, она тут же оговорилась, что территориальная целостность Грузии – вещь неприкосновенная. Но давайте отнесемся к госпоже Меркель с пониманием – ей же дома смотреть в глаза избирателям, которым в головы долго и упорно вбивалось, что Россия – это плохо, а Грузия – хорошо. К тому же вопрос о том, что понимать под словом «Грузия», после провозглашения независимости Абхазии и Южной Осетии стал весьма щекотливым…

Итак, вроде бы можно вздохнуть с облегчением: никуда от нас Европа не денется. Но позволю себе добавить в бочку меда ложку дегтя: причина этого весьма проста. И заключается она не в особой непреодолимой любви европейцев к России. Заключается она в непреодолимой любви европейской экономики к выгодным контрактам. А торговать с Россией сегодня – очень выгодно. Европа нуждается в нас как в поставщике энергоносителей и постоянно растущем рынке сбыта для наших товаров. И не случайно российский посол в Берлине заявил, что экономика является сегодня мотором российско-германского сотрудничества. Пока этот мотор работает – все хорошо. Но что будет, если он начнет давать сбои?

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.