Sueddeutsche Zeitung 17.10.2007
Мнение Деглера
Висбаденская встреча Путина и Меркель, кажется, не принесла ничего кроме заявлений о гармонии. Но есть ли альтернатива упорному диалогу?
Иногда, когда я смотрю ежедневные новости, мой взгляд падает на карту мира за спиной диктора, и я каждый раз удивляюсь гигантским пространствам России, в которой был всего несколько раз. По сравнению с Россией даже Китай выглядит страной среднего размера, а ЕС – вообще как пятно на глобусе, не говоря уже о Германии.
Соотношения величин уже во многом объясняют, почему отношения с восточным гигантом изменяются к лучшему так медленно. Они демонстрируют, что Германия должна предпринять весьма серьезные усилия для того, чтобы повлиять на развитие России.
Этой цели служит в том числе и проходящий под покровительством лидеров двух стран Петербургский диалог, на котором уже шесть лет встречаются члены правительств и другие лица. То, как он прошел на этой неделе в Висбадене, оставляет желать много лучшего. Ангела Меркель, дипломатические способности которой ранее оценивались выше, чем ее внутриполитические таланты, не смогла добиться многого. Висбаденская встреча не получила хорошей прессы.
Сердечный союз: экономические связи
Критики Меркель смогли почувствовать удовлетворение, как только Владимир Путин уехал в Тегеран. Если канцлер накануне беседы в Висбадене заявляла, что повлияет на кремлевского лидера в направлении ужесточения позиции в отношении создающего атомного оружие Ахмадинеджада, то Путин продемонстрировал к этому полное равнодушие и поддержал иранский ядерный курс.
Конечно, звучало не слишком обнадеживающе, когда канцлер в Висбадене делала акцент на экономических связях как основе германо-российских отношений. Очень легко представлять Меркель в качестве американского подголоска, которой следовало бы, как считают левые, воздействовать не на Путина, а на Буша с его планами развертывания ПРО.
Абсолютно правильно указывать на плохое состояние демократии и свободы прессы в России, оплакиваемое не только Зелеными. Правда, что все более автократическая система Путина по меньшей мере так же далека от принципов правового государства, как во времена алкоголика Ельцина, как об этом регулярно заявляет либеральная экс-министр юстиции Лейтхойсер-Шнарренбергер.
Однако – какая есть алтерантива разговорам, если Германия и Европа хотят экспортировать помимо товаров и услуг демократию и правовое государство? Сложность российской дилеммы лишь незначительно отличается от ситуации с Китаем, другим восточным гигантом. Должна ли Германия оказывать давление в то время как в России оппозиция загнана в угол, пресса сделана проправительственной и политическая юстиция отлично вышколена?
И если да, то каким образом? И с какими предпосылками? Должна ли Германия сократить экономические связи и сама себя высечь таким образом? Должна ли она бойкотировать российские энергопоставки. Или, может быть, организовать международный трибунал «Демократия в России»?
Политика малых шагов
Германия играет важную роль в напряженных отношениях Запада и Востока. Она могла бы взять на себя роль модератора в вопросах предотвращения нового этапа гонки вооружений, так как многим обязана России. К примеру, падением гитлеровского режима и новым объединением страны. И если Россия не будет снабжать нас энергоносителями, мы довольно быстро замерзнем или будем платить гораздо дороже сегодняшних и так не очень низких цен.
Кроме того, следует принять во внимание, что Россия уже многие годы видит себя на международной арене в обороне. Бывшая мировая держава потеряла огромные территории, ее влияние на прежних союзников исчезло. Там, где еще недавно властвовал Варшавский договор, в перспективе могут оказаться американские ракеты.
Для Германии, таким образом, оптимальным путем является дальнейшее развитие отношений в максимальном количестве аспектов, чтобы еще сильнее привязать евразийского гиганта к ЕС, разумно и бережно продолжать диалог, учитывать российскую историю и менталитет и при этом обращать внимание, в первую очередь, на две вещи. Нельзя задевать чувства средне- и восточноевропейских государств, которые смотрят на германо-российские связи глазами выпоротых детей. Второе – нужно указывать кремлевским лидерам на необходимость соблюдения государственно-правовых норм, которых Россия придерживается как член Совета Европы.
Поэтому я не могу присоединиться к хору множества комментаторов и оппозиционеров. Петербургский диалог, возможно, выглядел не слишком эффектно. Но Меркель делает ставку на инструменты, которые прекрасно зарекомендовали себя во второй половине Холодной войны: политика малых шагов, изменение через сближение и упорный диалог.
Канцлер, которая в детстве и молодости жила в ГДР, знает, как много воды должно утечь, чтобы подточить камень. Этот опыт позволил ей, к примеру, настраивать российских оппозиционеров на упорство и терпение.
Возможно, ей стоило бы во время недавней встречи четче или громче проговорить тот или иной тезис. Но в целом нужно придерживаться того же курса.