Страна.RU 10.10.2006

Российские и германские участники форума "Петербургский диалог" считают, что альтернативы стратегическому партнерству России и Евросоюза нет, они мечтают через несколько лет отправиться на такой же форум где-нибудь в России на аэробусе А-380 и без виз. Таковы итоги первого дня дискуссии на форуме, собравшего политиков, представителей бизнеса, культуры, науки и средств массовой информации двух стран.

Тон дискуссии задал сопредседатель "Петербургского диалога" с российской стороны бывший президент СССР Михаил Горбачев. Он признал, что "в обозримом периоде Россия не станет членом ЕС и из этого надо исходить". Однако, по мнению Горбачева, обе стороны заинтересованы в максимальном сближении. Он считает, что в последнее время "ЕС слишком быстро расширялся, что вызвало большое напряжение внутри Евросоюза". "К сожалению, больше ставилась задача геополитическая, а не экономическая с целью побольше обхватить", - сказал Горбачев. По его словам, будущая объединенная Европа будет "строиться не только и не столько за счет расширения ЕС, которое дошло до предела, а за счет интеграционных процессов на постсоветском пространстве". Он напомнил о создании Единого экономического пространства четырех государств - России, Казахстана, Белоруссии и Украины. "Уже много сделано и только политические перемены на Украине вмешались в этот процесс", - сказал Горбачев.

Он высказал удивление тем, что в "США паникуют, когда речь идет об интеграционных процессах на постсоветском пространстве". Скорее в имперских амбициях можно упрекнуть как раз Соединенные Штаты, а ЕЭП может стать мощным партнером, который нужен ЕС, даже без Украины, считает Горбачев. По его мнению, "надо строить Европу с двух сторон, со стороны Евросоюза и ЕЭП". "Это та сила, которая станет мотором глубинных перемен в мире", - сказал Горбачев. Он обвинил некоторых европейцев в том, что они не хотят содействовать технологической модернизации в России. "Россия уже не может больше терпеть. Вы (европейцы) должны определиться", - эти слова Горбачева были встречены аплодисментами.

Председатель Восточного комитета германской экономики Клаус Мангольд поспешил успокоить бывшего президента СССР: "Мы кровно заинтересованы в том, чтобы Россия не была слабой. Мы обязаны вступать в стратегическое партнерство. У России есть энергетика, у Германии - технологии". "В Германии нет серьезных бизнесменов, которым была бы нужна слабая Россия", - сказал он. "Я очень сожалею, что не удалось на примере российской "Северстали" и европейского "Арселора" создать мощную совместную компанию", - добавил Клаус Мангольд.

О новых возможных проектах говорил на форуме руководитель Роспрома Борис Алешин. Он подчеркнул, что за шесть лет товарооборот увеличился с 10 млрд до почти 50 млрд долларов. "Был задан верный вектор на сотрудничество в энергетике и промышленности", - отметил он. По оценке Алешина, более успешным является сотрудничество в космической области, оно продвигается быстрее чем в авиации. По мнению главы Роспрома, хорошие перспективы могут открыться при сотрудничестве европейского авиастроительного концерна ЕАДС и российского Объединенного авиастроительного консорциума, который будет "в ближайшее время преобразован в корпорацию". Он напомнил о имеющихся конкретных проектах сотрудничества с ЕАДС по поставкам комплектующих, по инжиниринговому центру. Алешин надеется на последующую интеграцию российских участников в европейский авиастроительный альянс.

Председатель комитета по внешним делам Европейского парламента Элмар Брок советует при продвижении конкретных проектов больше учитывать интересы малых членов Евросоюза. "Надо вовлечь малые члены ЕС в совместные проекты, чтобы ликвидировать имеющееся с их стороны недоверие. Это касается, в частности, Северо-Европейского газопровода", - отметил он.

Германский сопредседатель форума Лотар де Мезьер убежден, что "Россия идет по правильному пути". "И не надо прыгать человеку на спину, когда он начал движение", - сказал он, предостерегая от излишних придирок в адрес России.

Постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов отметил, что для дальнейшего развития отношений необходимо новое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). "Это будет рамочный документ, он не должен быть толстым и всеохватным, но должен учесть изменившиеся реалии, - сказал он.

- В 90-е годы, когда предыдущее соглашение подписывалось, и Россия была другой, и Евросоюз был другим". По мнению Чижов, Евросоюзу не хватает единой политики в отношении России. "Мы за то, чтобы такая политика была, но эта позиция должна вырабатываться не только с положением векторов, а быть ориентирована на наиболее продвинутые позиции ведущих стран", - подчеркнул он.

По словам профессора МГИМО, посла Владислава Терехова, "СПС должно рассчитываться по новой методологии". "Ситуация уже другая. Раз Россия не собирается вступать в Евросоюз, значит речь идет о двух разных партнерах, которым не нужны излишние условия", - отметил он.

Завершая дискуссию первого дня Михаил Горбачев призвал ее участников донести до правительств России и Германии "поддержку линии на сближение", требование более энергичного сотрудничества в области модернизации России.

А его германский коллега Клаус Мангольд рассказал о своей мечте: "Прилететь через несколько лет на такой же форум куда-нибудь в Сибирь на аэробусе А-380 и без всяких виз. И говорить об абсолютном партнерстве и абсолютном равноправии". Эти его слова были встречены общими аплодисментами всего зала, где собралось несколько сотен российских и германских участников форума.

Во вторник гостями форума "Петербургский диалог" станут президент России Владимир Путин и канцлер ФРГ Ангела Меркель