Der Tagesspiegel 12.09.2004

 

Участники хвалят «Петербургский диалог», но не всегда слышат друг друга

Без Шредера и Путина он все равно состоялся. После трагедии в Беслане российский президент отменил свое участие в «Петербургском диалоге» в Гамбурге, проходящие параллельно межправительственные консультации также отменены. В прошлом были опасения, что германо-российский форум может деградировать в рамочную программу межправительственных консультаций. Но именно в этот раз «Петербургский диалог» прошел в новом формате. «Дискуссии были открытыми как никогда» - похвалил его экс-президент Михаил Горбачев.

 

В отличие от предыдущих лет, тема Чечни не была вынесена за скобки. То. Что происходит на Кавказе – гражданская война, сказали немецкие участники. Нет, возразили русские коллеги – это «сложная и не всегда успешная попытка политического урегулирования», как выразилась глава российской комиссии по правам человека Элла Памфилова. Русские и немцы оказались едины в том, что террор не может быть остановлен только военными средствами. Однако они не пришли к общему мнению по поводу того, где находятся границы насилия. Споры велись и о том, можно ли вообще критиковать использование сил безопасности в Беслане.

 

Однако лишь немногие российские участники были готовы обсуждать террор и ограничения гражданских прав. Обе стороны по-прежнему совершенно по-разному представляют себе, что должен делать форум. Немцы хотят говорить и о российских проблемах. Но именно это обижает русских. Они не хотят, чтобы им объясняли имеющиеся у их страны недостатки.

 

«В этот раз мы больше не показывали друг на друга пальцем, а слушали» - сказал Горбачев. Тем не менее, русские и немцы часто не слышали друг друга. Например, в рабочей группе «Средства массовой информации», где русские ничего не хотели знать о свободе прессы. Или в «Мастерской будущего», которая должна была вовлечь в разговор молодое поколение. «Мы хотим объяснить нашим русским друзьям преимущества построения гражданского общества снизу» - заявил эксперт по России Александр Рар. Однако русские с большим удовольствием говорили о геополитических интересах своей страны.

Тем не менее, удалось договориться о конкретных проектах. Форуму удалось добиться улучшения молодежного обмена между двумя странами. Соглашение по структуре молодежных обменов должно было быть подписано в Гамбурге. Но для этого снова понадобились Путин и Шредер.