С 1 по 7 декабря 2014 года в Перми состоялась Международная школа для молодых ученых «Уроки ХХ столетия: память о тоталитаризме в музеях, мемориалах, архивах и современных медиа в России и Германии» в рамках Форума «Петербургский диалог».
В этом году организаторами конференции стали рабочая группа «Гражданское общество» форума «Петербургский диалог», Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Молодежный форум «Петербургский Диалог», Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Фонд имени Фридриха Эберта в России, Мемориальный центр политических репрессий «Пермь-36».
Международная школа — это площадка обсуждения исследований аспирантов и кандидатов наук, в возрасте до 35 лет, которые используют новые подходы и активно работают с архивными источниками.
Школа молодых ученых, в работе которой принимают ведущие специалисты по истории, политологии, социологии, культурологи из России и Германии будет посвящена вопросам этатизма в Европе в ХХ века, в том числе эволюции диктаторских режимов.
В первый день школы участники посетили музей истории политических репрессий «Пермь-36», где с приветственным словом выступил директор Фонда имени Фридриха Эберта в России доктор Рудольф Трауб-Мерц.
Музей включает в себя сохранившиеся и реконструированные сооружения лагеря (исправительно-трудовой колонии) для политических заключенных.
После закрытия лагеря в 1988 году большая часть его сооружений была передана областному отделу социального обеспечения под размещение в старых лагерных бараках психоневрологического интерната. Впоследствии интернат освободил большинство построек для вновь создаваемого музея. Но часть из них, а также бывшие солдатские казармы и лагерный поселок, в котором проживали офицеры и обслуживавший лагерь вольнонаемный персонал, все еще используются интернатом.
К настоящему времени на территории участка строгого режима сохранились бывшие лагерные сооружения: один из четырех бараков, построенных в 1946 году, штрафной изолятор, медсанчасть, баня с прачечной, внутрилагерный штаб, водонапорная башня и туалет — все на территории жилой зоны, то есть той части лагеря, в которой заключенные жили. Здесь же сохранились аллея и рощица, посаженные заключенными в период реформ ГУЛАГа в 1948 году.
В промзоне — производственной части участка строгого режима, где заключенные работали, — сохранились здания мастерских и цеха, кузница, пилорама, кочегарка, здание управления промзоны, здание дизельной электростанции, туалет и сруб так называемой вахты — контрольно-пропускного пункта из жилой зоны в производственную, а также здание лагерного управления. Большая часть построек как жилой, так и производственной зон лагеря относится к эпохе сталинского ГУЛАГа.
В целом участок строгого режима сохранил в своем составе ясно читаемый лагерь периода ГУЛАГа. Что делает его особо уникальным, так как целостных лагерных комплексов этой эпохи, сохранившихся в таком состоянии, которое позволяет их реставрировать, сохранять и использовать в качестве музея, в стране попросту больше нет.
ХХ век стал апофеозом репрессивных политических режимов в различных странах Европы. Глобальный характер насилия, превратившего европейские диктатуры в катастрофу всемирного масштаба, требует применения компаративистских методов анализа исторической реальности. Сравнительный анализ позволяет уяснить предпосылки и корни репрессивных режимов, их наследие, выявить их общие и специфические черты, избегая упрощений презумпции тождественности.
В последующие дни на заседаниях с лекциями выступали директор Российского государственного архива социально-политической репрессии (РГАСПИ) А. К. Сорокин; директор Государственного Музея истории ГУЛАГа Р. В. Романов; директор НИЦ «Мемориал» И. А. Флиге. С российской стороны Международной школы были и такие докладчики, которые уже не в первый раз принимают участие в подобном мероприятии Школы. Например, Кутдусова Виктория (Пермская государственная академия искусства и культуры) с докладом на тему «Музей Пермь-36 и культура памяти современных россиян» и Дудоладова Мария (Пермский государственный институт культуры) с докладом на тему «Особенности ритуальных воспоминаний жертв фашизма (на материале полевых исследований в Перми)». Молодой исследователь Кравченко Артем (Фонд Егора Гайдая) в своем докладе «Конструирование „исторического“ в журнале „Пионер“: от создания революционной мифологии к рефлексии тоталитарного прошлого» представил «три ключевых...периода, когда на страницах журнала „Пионера“ происходили сдвиги в форме разговора об историческом прошлом». Докладчик Исаев Егор (РАНХиГС) во время выступления на тему «Память об эпохе Сталина: популярный кинематограф как историческая политика» представил обзор и анализ ряда кинолент российского кинематографа с 2000 по 2014 года, которые реконструируют события времен правления Сталина.
Все участники принимали активное участие не только во время дискуссий, но и во время выступлений. Информативные видео ряды докладов молодых ученых показывали высокий уровень подготовки выступающих.
Работа конференции была организована по следующим направлениям:
• Память о тоталитаризме в архивах.
• Историческая память о тоталитаризме в медиа.
• Музеи и выставки. Материальная память о тоталитаризме.
• Сталинизм и ГУЛАГ, нацизм и лагеря смерти.