1. Исходная ситуация
«Петербургский диалог» (ПД) поддерживает сотрудничество между организациями, комитетами и инициативами отдельных лиц и объединений в русско-германском контексте. В рамках этой деятельности организовываются дискуссии, заключаются соглашения, осуществляется поддержка политических, культурных, экономических, научных и гражданских тем.
Рабочая группа (РГ) «Гражданское общество» «Петербургского диалога» в последние годы обратила свое особое внимание, в первую очередь, на обмен молодежью в области добровольчества, на защиту прав человека, на развитие проектов для проработки общей истории а также на диалог поколений. Этими актуальными темами Рабочая группа активно будет заниматься и в дальнейшем.
Кроме того в последние годы представители российских НКО заявили об острой необходимости обсуждения вопросов социальной сферы. Инвалидность, бедность, криминальность по социальным причинам, миграция, старение общества и другие социальные проблемы больше не являются проблемами отдельных стран, а вышли на международный уровень. Как в России, так и в Германии все более НКО заботятся о практической реализации важных социальных проектов, направленных на поддержку, сопровождение, заботу и реабилитацию лиц, находящихся в сложных жизненных ситуациях. Это могут быть инвалиды, интеграция которых в рабочую и повседневную жизнь на местах может протекать проблематично, а также беспомощные старики. Кроме того особо важной темой российские НКО назвали реинтеграцию заключенных в общество и поддержку интеграции мигрантов. Представители российских и германских НКО установили, что поддержка и сопровождение указанных групп населения в различных районах является особенно сложно осуществимыми, и что на местах у подопечных часто выявляются нарушения личностных прав.
С начала перестройки в России развивались несколько сотен сохраняющих до сих пор активность германо-российских партнерств для совместной реализации социальных проектов. Соответствующие партнерские организации работают во всех областях России и Германии. Через них путем прямого сотрудничества российские и германские граждане вносят неоценимый вклад в обмен культур, во взаимопонимание между народами и в развитие активных гражданских базовых структур. Но чаще всего эти социальные партнерства работают поодиночке и изолированно от других, так как их рабочих, временных и финансовых ресурсов не хватает для дополнительной деятельности по развитию рабочих связей с родственными организациями.
2. Задачи Социального форума в рамках «Петербургского диалога»
В феврале 2010 г. Рабочей группой «Гражданское общество» «Петербургского диалога» был организован семинар «Реакции гражданского общества на социальные проблемы в обществе», для обсуждения конкретного положения и возможности расширения сотрудничества между российскими и германскими НКО и их объединения в сеть. В результате обсуждения германские и российские представители согласились с тем, что невозможно перенести Германские социально-правовые системы и возможность закрепить за собой социальные права через суд на социально политические условия в России. Но, с другой стороны, существует множество прерогатив для российско-германского обмена опытом в сфере социальных задач.
На семинаре было определено, что методы и технологии для лучшей интеграции выше названных групп населения, долгосрочно опробованные в Германии, могут принести пользу для выработки российских моделей заботы о беспомощных и ухода за ними. Так, в течение последних 15 лет в Германии были достигнуты большие успехи в сопровождении людей, нуждающихся в таком сопровождении и уходе, людей с тяжелыми нарушениями, с инвалидностью, или при интеграции мигрантов.
Это позволило, например, реализовать конвенцию ООН по интеграции людей с инвалидностью. Теперь признано, что у этой группы населения есть те же права, что и у людей без инвалидности. Раньше в Германии в отношении ущемленных групп населения, в случаях, если со стороны общества либо со стороны политиков права этих людей на интеграцию игнорировались, имели место нарушения прав человека. В Германии в первую очередь этой проблемой стали заниматься группы самопомощи, (например, в области работы с людьми с инвалидностью), которые добились того, чтобы были приняты новые необходимые законодательные нормы. Благодаря представлению потребностей подопечных и выявлению нарушений в их жизненном окружении эти группы побуждали общественность и политиков к проведению необходимых реформ.
В рамках Социального форума этот германский опыт может быть использован российскими НКО. В качестве рамочной структуры под эгидой «Петербургского диалога» Социальный форум мог бы принести ассоциированным российским социальным НКО то общественное и государственное признание, без которого для НКО в России эффективная работа практически невозможна. С другой стороны германские НКО благодаря партнерству с российскими социальными службами и учреждениями могли бы извлечь большую пользу для себя из многочисленных положительных результатов практической социальной работы в России. Во время семинара для всех участников стал очевидным высокий личный вклад российских представителей НКО в свою деятельность, что произвело большое позитивное впечатление на германских участников.
Участники семинара по социальным вопросам особо подчеркнули, что для успешной деятельности Социального форума Петербургского диалога решающую роль будет играть непосредственное подключение к форуму всех государственных органов Германии и России, связанных с социальными вопросами и занятых в процессе их практического решения. Поэтому Социальный форум на всех уровнях будет стремиться к налаживанию диалога и сотрудничества между российскими и германскими НКО и государственными органами.
Кроме того участники пришли к мнению, что Социальный форум в первую очередь должен служить в качестве платформы для обмена опытом и кооперации между практиками (практическими деятелями) в социальной сфере.
Социальный форум под эгидой Петербургского диалога на первом этапе развития хотел бы акцентировать свое внимание на следующих темах:
- Сопровождение, забота и уход за беспомощными стариками, нуждающимися в постоянном уходе
- Общественная и профессиональная интеграция (инклюзия) людей с физическими, умственной или душевной инвалидностью/заболеваниями
- Общественная социальная и профессиональная интеграция (инклюзия) людей с физическими, умственными или душевными заболеваниями, являющихся или признанными инвалидами
- Интеграция и сопровождение мигрантов
- Реабилитация и реинтеграция заключенных (в том числе лиц, вышедших из мест лишения свободы).
- Реабилитация и ресоциализация лиц без определенного места жительства.
- Поддержка деятельности добровольцев, развития добровольческого движения (добровольческих инициатив).в социальной сфере
- Правовая (консультационная) поддержка Российских социальных НКО.
- Поддержка развития простых и прозрачных административных схем и структур работы в социальных организациях, в том числе простой отчетности.)
В качестве дополнительных тем рассматриваются:
- Дети/подростки с выраженными нарушениями социального поведения (девиантные), которые легко попадают под влияние криминальных структур
- Социальное сиротство и воспитание в детских домах; приемные семьи, усыновление
- Продвижение идей инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями
- детство под знаком социального ущемления и его последствия для общества
- условия для роста физически, умственно и душевно здоровых детей (Салютогенеза)
- Дискриминация матерей-одиночек, проблема материнства несовершеннолетних
- насилие в обществе, помощь жертвам
- борьба с бедностью, безработица, бездомность
- Помощь жертвам репрессии и бывшим узникам концлагерей Германии и России
- наркозависимость и алкоголизм
Необходимо улучшить жизненную ситуацию для всех указанных групп населения. Кроме того надо уделить особе внимание созданию новых устойчивых структур, в рамках которых станут возможны новые, адаптированные и интегрируемые в российское общество пути реализации инте-гративных технологии. Со временем должно стать возможным, чтобы и Российская и Германская стороны выиграли от совместного диалога, и чтобы обмен опытом принес добро нуждающимся в поддержке и различной помощи и услугах гражданам обеих стран.
Со временем должно стать возможным, чтобы и Российская и Германская стороны выиграли от совместного диалога, и чтобы обмен опытом принес добро гражданам обеих стран, нуждающимся в поддержке, различной помощи и услугах.
В деталях рабочей основой являются следующие задачи
- Диалог и обмен опытом в рамках семинаров, встреч, конференции, конгрессов, а также на собственной платформе в интернете с целью, определить особенную проблематику отдельных тем и выработать необходимые действия и конкретные планы по их решению.
- Поддержка особых мероприятий, входящих в социальную сферу, организованных в германо-российском контексте, путем информационной и общественной поддержки и подключения необходимых государственных структур.
- Поддержка устойчивых проектов, развитых на основе непосредственного конкретного сотрудничества между германскими и российскими НКО/учреждениями, занятыми практической реализацией вышеуказанных целей Социального форума. В т.ч. планируется создание определенной формы особого публичного признания образцовых российско-германских партнерств в социальной сфере, которая одновременно будет указывать на связь партнерства с Социальным форумом Петербургского диалога.
- Организация информационного пространства (интернет-форума «Социальный Диалог»).
- Организация оперативного информационного обмена, показ лучших методов и практик,
- Организация консультационных пунктов (правовых, социальных, экономических, бухгалтерских, в том числе через интернет).
- Развитие сотрудничества добровольческих организаций. Обмен добровольцами между Германией и Россией (обменные программы). Необходимы выявление существующих служб по отправке добровольцев и их тематической направленности, а также организация работ по взаимоувязыванию деятельности действующих организации по данной тематике.
- Интегрирование в единую сеть уже существующих направлений оказания помощи и поддержки, включая пути коммуникации, с целью использования опыта всех участников сети и предотвращения дублирования структур.
- Выявление всех уже существующих партнерств между российскими и германскими НКО, учреждениями в социальной сфере, поддержка развития новых партнерств.
Социальный форум планирует разработать для своей деятельности каталог (перечень) вопросов и задач, определив их содержательные цели и по возможности временные рамки их выполнения. В интересах всех участников и других заинтересованных лиц необходимо, чтобы работа Социального форума была доступна и понятна в любой текущий момент времени, что достигается путем составления гласных письменных сообщений о действиях и результатах.
3. Цели Социального форума в рамках Петербургского диалога
В связи с гетерогенностью (многообразием) тем и многочисленностью задач цели Социального форума для начала можно определить только принципиально. После определения первых шагов развития сотрудники, занимающиеся отдельными тематическими направлениями должны сформулировать цели своего направления более конкретно.
Принципиально надо стремиться к достижению следующих целей:
Краткосрочные цели:
- организация и предоставление возможностей для общения между представителями российских и германских НКО и государственных органов органов (В том числе, в интернет-пространстве);
- поддержка особо показательных мероприятий по социальным темам в германо-российском контексте;
- Исследование состояния дел в отношении служб добровольцев и кооперации российских и германских НКО, государственных и негосударственных служб и учреждений;
- Выработка формы общественного признания для образцовых российско-германских партнерств, связанной с Петербургским диалогом;
- Помощь и поддержка социальным НКО в случаях бюрократических и других осложнений их работы со стороны государственных органов, превосходящих обычный уровень таких явлений;
- Создание биржи идей для развития социальных инициатив и активности;
Среднесрочные цели
- Интенсифицирование обмена между НКО, службами и учреждениями, обмен добровольцами и взаимные визиты;
- Подготовка и проведение международных профессиональных мероприятий по отдельным социальным тематикам, профессиональный обмен;
- Подготовка и проведение межтематических мероприятий для определения особо острых социальных проблем;
- Взаимная поддержка при введении новых методов и технологии для постоянного улучшения жизненной ситуации целевых групп;
- Организация правового консультирования и назначение омбудсменов для социальных НКО;
- Развитие и поддержка положительного общественного климата для работы НКО в социальной сфере;
- Сравнительное исследование принятых административных и очетных (бухгалтерских) структур в германских и российских НКО;
- Представление деятельности в рабочих группах и комитетах Петербургского диалога;
Долгосрочные цели
- Устойчивое улучшение жизненной ситуации и интеграция лиц, чьи социальные права до этого были ущемлены;
- Взаимная поддержка в профессиональной деятельности, обмен специалистами;
- Проекты взаимного профессионального образования молодых людей;
- Тесные и долгосрочные кооперации между российскими и германскими НКО, службами, учреждениями;
- Представление концепции (модели) для законодательного утверждения новых норм простого и прозрачного администрирования и составления отчетности (в т.ч. финансовой) для Российских НКО;
- Общественное признание того, что НКО в социальной сфере работают с той же профессиональной компетенцией, эффективностью и отдачей что и государственные социальные органы, в связи с чем имеют равные права на государственную поддержку их деятельности;
4. Рабочая структура, финансирование
Социальный форум основывается на равноправном участии российской и германской сторон. Он работает под эгидой и в близком рабочем контакте с РГ «Гражданское общество» Петербургского диалога, где во время ежегодной главной встречи представляет свои результаты и передает свои предложения для политической дискуссии. Кроме того Социальный форум стремится вступить в диалог и сотрудничество с РГ «Церкви» и «СМИ» Петербургского диалога.
Руководителями Социального форума во время предварительно трехлетней фазы развития являются оба координатора РГ Гражданское общество. Им содействует группа инициаторов, состоящая из трех российских и трех германских представителей - мультипликаторов из НКО, занимающихся практической социальной деятельностью. В фазе развития они помогают собирать и фокусировать идеи, определять направления деятельности форума, организовывать и проводить его проекты и мероприятия. Дополнительно присоединяются по 10 участников из Германских и российских НКО, представляющих максимально много направлений социальной инициативы. Кроме того, координаторы приглашают дополнительно государственных представителей федерального, регионального и местного уровней, в зависимости от направлений деятельности представителей НКО, участвующих в том или ином мероприятии форума.
Все участники Социального форума выполняют свои функции на добровольной основе и задействуют, когда необходимо, организационные и административные ресурсы собственных НКО. Финансовые средства для проектов и мероприятий в том случае, если они не могут быть предоставлены Петербургским диалогом, будут аккумулироваться у других фирм и организации. Организационная структура должна быть малочисленной и неиерархической, чтобы можно было гибко, ориентируясь на практику, реагировать на возникающие потребности).
На завершающим этапе фазы развития надо будет решить, нужно ли дать Социальному форуму собственную правовую форму и, если да, то какую.
5. Возможные пути практической реализации
Социальный форум дополняет и расширяет в целом деятельность рабочих групп Петербургского диалога. Выполняя свои функции, Социальный форум одновременно способствует процессу все большего и заметного перехода всей области социальной помощи и защиты граждан из сферы компетенции государственных служб, принципиально отвечающих за это как в России так и в Германии, в ведение и ответственность НКО.
Бесспорным правом человека является право быть частью общества, то есть участвовать во всех формах общественной жизни - например, иметь возможность заниматься профессиональной деятельностью, жить самостоятельно и на основе самоопределения, пользоваться правом на участие в публичной жизни, культурных мероприятиях и общественных контактах. За несколькими исключениями это право в странах Европы реализуется еще недостаточно. Но существуют многочисленные признаки, указывающие на то, что законодательные постановления (в Германии, например, Социальный Гражданский кодекс IX для помощи при интеграции) дают направление будущего развития.
Существенной основой для интеграции групп населения, у которых права человека под угрозой, всегда является их доступ к школьному и профессиональному образованию без каких либо препятствии. Сейчас в обеих странах в этой области имеются проблемы, особенно затрагивающие, например, инвалидов, мигрантов и освобожденных заключенных. Здесь российская и германская стороны могут извлечь обоюдную выгоду из опыта другой стороны и могут совместно найти пути поддержки и введения технологии и проектов для улучшения сегодняшней ситуации.
Дополнительная важная тема - поддержка семей в критических жизненных ситуациях, которые, например, возникают при необходимости ухода за беспомощными родственниками. В Германии уход за пожилыми людьми осуществляется чаще всего родственниками при амбулаторной поддержке социальных служб. Опыт работы таких амбулаторных социальных структур может стать полезным источником информации для организации в России, решающих аналогичные задачи.
Важной темой является также поддержка и раннее сопровождение родителей после рождения ребенка-инвалида. В этом вопросе, а также вопросе школьного сопровождения детей-инвалидов и их семей возможны продуктивные кооперации и реализации совместных проектов.
Уже давно наблюдается изменения критериев и требований в таких сферах как проживание инвалидов, людей с проблемами интеграции или с потребностью постоянного ухода. Без сомнения основным правом человека является максимально высокий уровень самоопределения и возможность самостоятельно решать вопрос о форме проживания.
Важной тематикой для будущего является как для Германии так и для России создание жилых сообществ - в т.ч. и для пожилых людей, нуждающихся в постоянном уходе, - организация проживания с сопровождением для инвалидов, социальная сопровождение в пределах целого городского района при интеграции групп мигрантов и т.д.. Такая тематика может прорабатываться совместно, несмотря на то, что исходная ситуация в России и Германии на данный момент различна. Здесь возможны многочисленные кооперации, в рамках которых их участники смогут учиться друг у друга.
Ни в коем случае деятельность Социального форума не должна приводить к тому, чтобы были оставлены или даже брошены опробованные и оправдавшие себя пути кооперации и коммуникации. Наоборот, надо стремиться к тому, чтобы использовать существующие структуры и поставить в основу всей деятельности тщательный анализ уже существующих коопераций и проектов. Только таким образом можно обеспечить эффективную работу, обогащающую все участвующие стороны.
Anne Hofinga
Председатель Правлений
АБНО Центр социального развития и самопомощи «Перспектива», Москва, и Общественно-полезного объединения «Russlandhilfe e.V.», Франкфурт на Майне
Gabriele Osing
Начальник отдела Социальных служб,
Союз Рабочих Самаритян (Arbeiter-Samariter-Bund Deutschland e.V.), Кёльн
Елена Жемкова
Исполнительный директор
Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»
Анатолий Арсенихин
Президент АНО «Открытая Альтернатива» Самарская область, г.о. Тольятти
Евгений Печерских
Председатель правления
Самарской городской общественной организации Инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница», г. Самара