В рамках мероприятий рабочей группы «Церкви в Европе» «Петербургский диалог» Московский Синодальный Хор дал два концерта в Германии.

23 и 24 апреля 2013 года при поддержке российского секретариата Форума «Петербургский диалог» в рамках Года культуры России и Германии Московский Синодальный Хор дал два концерта в Мюнхене и Лейпциге.

В концертах прозвучали сочинения И. С. Баха (Контрапунктур № 1 из искусства фуги (переложение для хора) и Митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) (Страсти по Матфею для солистов, хора и органа.

Московский Синодальный хор

Московский Синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Первоначально в состав хора входили только мужчины духовного звания. Позже, с распространением в России многоголосного пения, появились детские голоса (альты и дисканты). Хор славился превосходными певцами, отобранными из других церковных хоров.

Подлинного расцвета Синодальный хор достиг в конце XIX — начале XX века, когда его возглавляли выдающиеся деятели русской музыкальной культуры — С. В. Смоленский, В. С. Орлов, А. Д. Кастальский, H. M. Данилин. Если прежде деятельность хора ограничивалась р

амками церковного пения, то теперь он стал принимать участие в светских концертах. Репертуар хора включал произведения европейских классиков — Баха, Моцарта, Бетховена, русских композиторов — П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, светские произведения и обработки русских народных песен. Многие московские композиторы специально сочиняли для Синодального хора. В 1911 Синодальный хор под руководством H.M.Данилина гастролировал в Италии, Австрии, Германии; его выступления были подлинным триумфом русской хоровой культуры. Восторженно отзывались о Синодальном хоре А. Тосканини и Л. Перози, руководитель Сикстинской капеллы в Риме.

С приходом к власти большевиков и началом гонений на церковь хор прекратил свое существование (1919).

Нынешний Московский Синодальный хор начал свое возрождение весной 2009 года с назначением митрополита Волоколамского Илариона настоятелем храма" Всех скорбящих радость «. Синодальный хор возрождается на базе хора храма » Всех скорбящих радость «на Большой Ордынке в Москве, где с 1948 года сохранялись традиции московской школы церковного пения под руководством регента Николая Матвеева. В настоящее время в составе коллектива 80 певцов.

Помимо участия в торжественных богослужениях Московский Синодальный хор выступает с концертными программами в Москве, России и за рубежом. Хор сотрудничает с Российским Национальным оркестром, Большим Симфоническим оркестром им. П.И.Чайковского; принимает участие в программе Пасхального фестиваля, участвует в ответственных международных церковных проектах.

Руководитель Московского Синодального хора — заслуженный артист России Алексей Пузаков, хормейстер — Ольга Ушакова.

Алексей Пузаков родился в 1966 году в Москве.

В восемнадцатилетнем возрасте был принят на работу на должность чтеца и алтарника, а в девятнадцать лет становится вторым после Н. В. Матвеева регентом, управляя левым клиросом в храме «Всех скорбящих радость» в Москве.

А. Пузаков руководил архиерейским хором Виленской и Литовской епархии, служил регентом в церкви Воскресения на Ваганьковском кладбище, в Николо-Кузнецком храме.

В 1994 году основал и возглавил церковно-государственный хор Третьяковской галереи. С 2009 Алексей Пузаков руководит Московским Синодальным хором.

Страсти по Матфею

Идея сделать переложение «Страстей по Матфею» для хора и органа соло принадлежит автору сочинения — митрополиту Волоколамскому Илариону (Алфееву). В январе 2010 года владыка обратился с вопросом, возможно ли сделать такое переложение, не утратив при этом характерных особенностей произведения. Работа над переложением заняла почти 9 месяцев. Главная задача заключалась в том, чтобы авторский замысел каждого номера и всей композиции в целом не утратил своей специфики с одной стороны, а с другой — чтобы переложение «Страстей» со струнного оркестра на орган приобрело те специфические черты изложения, характерные именно для органной музыки.

Органная версия «Страстей по Матфею» рассчитана на современный трехмануальный орган универсального типа со свободными комбинациями. Однако отдельные номера " Страстей " могут быть исполнены и на небольших необарочных инструментах, и на ранне-романтических органах немецкой школы органостроения.

Первое исполнение органной версии «Страстей по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) с Синодальным хором под управлением Алексея Пузакова состоялось в Москве 13 апреля 2011 года в римо-католическом костеле «Непорочного зачатия Пресвятой Богородицы» на Малой грузинской.

Видео репортажи о мероприятиях: