С приветствием в адрес участников обратился президент Российской академии образования академик РАО, член российского Координационного комитета Форума «Петербургский диалог» Зинченко Юрий Петрович. Он отметил, что в век тотальной цифровизации, когда процессы перехода от аналоговых технологий становятся максимально быстрыми, необходимо остановиться и осмыслить те последствия, которые уже сегодня оказывают влияние на общество. «Мы задались целью узнать, как современная журналистика, новые медиа переходят в цифровой формат и какие новые задачи должна ставить перед собой медиапедагогика, чтобы сохранить уже наработанный опыт, а также развить новые форматы обучения. В этом контексте мы не могли обойти вниманием представителей блогосферы», — объяснил Юрий Петрович, отметив, что вопрос создания безопасной цифровой среды и связанные с ним вопросы этики, фейков и кибербуллинга все еще остаются открытыми.

Такое мнение поддержали и немецкие коллеги. Член ученого совета Европейской академии наук и искусств, руководитель рабочей группы «Наука и образование» с германской стороны Форума «Петербургский диалог» Вильфред Бергманн отметил, что дигитализация имеет как позитивные, так и негативные стороны: «В цифровой среде очень трудно помешать распространению негативных комментариев, фейкньюс, недостоверной информации, более того, у такой информации будет сразу же колоссальная аудитория. При этом никаких адекватных методов реагирования на такие проявления у нас на данный момент нет».

По мнению ректора Санкт-Петербургского государственного экономического университета, руководителя рабочей группы «Наука и образование» с российской стороны Форума «Петербургский диалог» Максимцева Игоря Анатольевича на тех, кого принято считать лидерами мнения, возложена особая ответственность. «Сегодня любой человек, умеющий снять и загрузить в социальные сети то, что называют контентом, фактически формирует общественное мнение. И не всегда эти люди действуют согласно цивилизованным правилам. В этой связи, как отметил Игорь Анатольевич, вопрос о границах в цифровой среде остается самым актуальным и требует длительной проработки во всех сферах.

Модератором встречи выступила российский социолог и журналист, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова член-корреспондент РАО Вартанова Елена Леонидовна. В приветственном слове Елена Леонидовна отметила: «Сегодня медиа это уже больше, чем просто технологии, каналы, платформы, системы дистрибуции. Это особое социальное пространство, в котором проявляются свои институты, свои структуры и в котором существуют свои правила поведения и даже своя культура и, возможно, складывается своя этика, которая зачастую может отличаться от профессиональной или даже общечеловеческой», — заявила Елена Леонидовна.

С докладом «Цифровая демократия и онлайн-образование» выступил Пую Анатолий Степанович, директор Института «Высшая школа журналистики» Санкт-Петербургского государственного университета. «Под цифровой демократией понимают новую форму демократии, при которой граждане участвуют в процессе государственного управления с помощью цифровых технологий», — объяснил Анатолий Степанович.

Как отметил ученый, развитие цифровой демократии в системе образования дает ряд преимуществ: обеспечение равного доступа к образовательным ресурсам, обеспечение транспарентности, общественного контроля, обратной связи между обучающимися и администрацией учебных заведений, возможностей для самоорганизации студенческого самоуправления. Вместе с тем внедрение цифровых технологий в образовательный процесс вызывает такие проблемы, как обеспечение безопасности, защита ресурсов от хакерских атак, несанкционированного доступа, фальсификации данных, распространение вредоносной или запрещенной законом информации во внутренних сетях учебных заведений, риск кибербуллинга студентов и преподавателей, нарушение дисциплины обучающимися при проведении дистанционных занятий.

Референт по вопросам медиапедагогики Института медиапедагогики (Мюнхен) Ульрих Таузенд рассказал об опыте использования виртуальных игровых пространств для борьбы с фейкньюс и так называемой риторикой ненависти в сети. Проект Play Your Role, о котором рассказал г-н Таузенд, реализуется при поддержке Европейского Союза и содержит в себе 15 концепций мастер-классов, основанных на игровых методах. Их цель – борьба с риторикой ненависти. «Необходимо рассказывать людям о риторике ненависти и объяснять какие последствия она несет», — полагает Ульрих Таузенд. — «В рамках вузовского образования нужно развивать у учащихся навыки определения риторики ненависти и рассказывать о возможных способах борьбы с этой проблемой».

Секретарь союза журналистов России, автор одного из Телеграм-каналов Загитова Юлия Робертовна в рамках своего выступления попыталась ответить на вопрос: «Почему журналисты отдают предпочтение работе над собственным блогом?».

Научные сотрудники кафедры журналистики I Католического университета Айхштетт-Ингольштадт Михаэль Грассль и Йонас Шютценедер рассказали об особенностях новой и быстро набирающей популярность социальной сети ТikTok. Ученые отметили, что очень важно определить, какие компетенции необходимы для эффективной работы с новыми цифровыми платформами. «Здесь необходимо разделять навыки работы с медиа и коммуникационные навыки. Заниматься развитием компетенций, позволяющих существовать в цифровой среде, необходимо еще в рамках школьного образования», — считает Михаэль Грассль.

Нигматуллина Камилла Ренатовна, заведующий кафедрой цифровых медиакоммуникаций Института «Высшая школа журналистики» СПбГУ, рассказала об этических принципах журналистов в качестве примера для определения цифровой этики в сети. По мнению Камиллы Ренатовны, цифровая этика в сети необходима, так как блогеры являются источниками информации для своей аудитории и трансляторами «чувствительных» для нее тем. «Что могут сделать блогеры: принять общий этический кодекс, разместить личный кодекс на странице, то есть стать прозрачными, обсуждать этические кейсы публично, то есть сформировать «профессиональный» дискурс, взаимодействовать с аудиторией по чувствительным вопросам: ориентироваться на реакцию лояльных читателей и общий контекст», — объяснила Камилла Ренатовна.

Хайдрун Аллерт, профессор Кильского университета имени Кристиана-Альбрехта, посвятила выступление анализу инструментов формирования исследовательских компетенций медиапедагогов. По мнению докладчика, современный учебный процесс и исследования университетов должны органично сочетать в себе классические и современные методики.

По завершении выступлений Елена Леонидовна дала старт дискуссии, в которой приняли участие представители блогосферы. По мнению участников, блогинг имеет свои правила существования, которые не всегда соответствуют установленным в обществе нормам. Участие в обсуждении приняли шеф-редактор российского сайта GQ.ru Бронтвейн Софья, член проектной группы по межпоколенческим коммуникациям РАСО, ведущий специалист ЦРОЭК ВЦИОМ, инстаграм-блогер Цуканова Мария, инстаграм-блогер Чилингарова Ксения, автор и ведущий YouTube-канала Омельченко Юрий и инстаграм-блогер Колокольцева Кристина. Участники дискуссии отметили, что цифровые технологии открывают перед обществом новые возможности не требующие, как прежде, сосредоточения лучших практик в крупных городах.

Подводя итоги, и.о. академика-секретаря отделения общего среднего образования РАО член-корреспондент Российской академии образования Карев Борис Анатольевич подчеркнул, что многогранность, многополярность и многовекторность интернет-пространства регулируются лишь косвенно, поэтому вопросы, которые поднимались в ходе дискуссии, носят чрезвычайно важный характер.