В начале встречи с приветственным словом к участникам обратились:

  • Максимцев Игорь Анатольевич, Ректор ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», руководитель рабочей группы «Наука и образование» с российской стороны;

  • Проф. д-р Вильфрид Бергманн, Член ученого совета Европейской академии наук и искусств; руководитель рабочей группы «Наука и образование» с германской стороны.

Руководители рабочей группы отметили возросшее давление на систему образования из-за коронакризиса. Развитие цифровых технологий и их применение позволили сохранить диалог между странами, однако данная вынужденная мера не является панацеей. По словам Вильфрида Бергманна, сложившаяся ситуация – шанс определить слабости системы и приложить усилия к улучшению общества в целом.

От лица Генерального консульства ФРГ в Санкт-Петербурге участников конференции приветствовала Уте Катч-Эгли, и.о. Генерального консула Германии в Санкт-Петербурге. Сегодня дигитализация, по ее мнению, вносит вклад в поддержание диалога и расширение географии коммуникации, однако не является долгосрочным решением. Уте Катч-Эгли в связи с этим выразила надежду на скорейшую нормализацию ситуации, что бы позволило вернуть уровень мобильности в сфере науки и образования на прежний уровень.

На повестке дня стоял вопрос о влиянии пандемии COVID-19 на науку и образование. Основной задачей заседания был обмен опытом, в ходе которого можно было бы определить перспективы международного научно-образовательного сотрудничества в новых условиях. В качестве докладчиков выступили:

  • Демидов Алексей Вячеславович, Председатель МООО «Совет ректоров государственных вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области»  «О деятельности совета ректоров и вузах Санкт-Петербурга и Ленинградской области в период пандемии»;

  • Андреас Цаби, Президент Берлинской высшей школы экономики и права  «Глобальная пандемия: интернационализация, как символ цифровой трансформации»;

  • Зинченко Юрий Петрович, Президент Российской академии образования, декан факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»  «Об опыте проведения научных исследований в период пандемии»;

  • Клеменс Ренкер, профессор Высшей школы Циттау/Гёрлитц  «Пандемия COVID-19: после страха и хаоса с радостью к новому цифровому обучению»;

  • Лаврикова Марина Юрьевна, Первый проректор по учебно-методической работе Санкт-Петербургского государственного университета  «Об использовании механизмов инновационных образовательных технологий в период пандемии»;

  • Василенко Дмитрий Вадимович, Проректор по международным связям Санкт-Петербургского государственного экономического университета  «О международной мобильности в период пандемии».

Докладчики с российской и германской стороны представили основные тенденции в сфере образования:

  1. составление новых учебных концепций и планов;

  2. «глокализация» - поддержка локальных ценностей в процессе глобального обмена и сотрудничества;

  3. свобода науки от времени и границ, новое отношение к науке в связи с пандемией;

  4. высокая вероятность резкого роста мобильности после нормализации ситуации, заинтересованность студентов и научных сотрудников в более коротких стажировках;

  5. необходимость развития навыков стрессоустойчивости;

  6. четырехгранная роль педагога – как тьютора, модератора, информатора и режиссера.

Участники заседания подчеркнули необходимость подготовки квалифицированных педагогов для работы с новой моделью преподавания и поддержки вовлеченности студентов. Было единогласно признано, что сегодняшний кризис является в первую очередь источником не проблем, а шансов для качественного рывка вперед.