В начале встречи с приветственным словом к участникам обратились:
-
Максимцев Игорь Анатольевич, Ректор ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», руководитель рабочей группы «Наука и образование» с российской стороны;
-
Проф. д-р Вильфрид Бергманн, Член ученого совета Европейской академии наук и искусств; руководитель рабочей группы «Наука и образование» с германской стороны.
Руководители рабочей группы отметили возросшее давление на систему образования из-за коронакризиса. Развитие цифровых технологий и их применение позволили сохранить диалог между странами, однако данная вынужденная мера не является панацеей. По словам Вильфрида Бергманна, сложившаяся ситуация – шанс определить слабости системы и приложить усилия к улучшению общества в целом.
От лица Генерального консульства ФРГ в Санкт-Петербурге участников конференции приветствовала Уте Катч-Эгли, и.о. Генерального консула Германии в Санкт-Петербурге. Сегодня дигитализация, по ее мнению, вносит вклад в поддержание диалога и расширение географии коммуникации, однако не является долгосрочным решением. Уте Катч-Эгли в связи с этим выразила надежду на скорейшую нормализацию ситуации, что бы позволило вернуть уровень мобильности в сфере науки и образования на прежний уровень.
На повестке дня стоял вопрос о влиянии пандемии COVID-19 на науку и образование. Основной задачей заседания был обмен опытом, в ходе которого можно было бы определить перспективы международного научно-образовательного сотрудничества в новых условиях. В качестве докладчиков выступили:
-
Демидов Алексей Вячеславович, Председатель МООО «Совет ректоров государственных вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области» «О деятельности совета ректоров и вузах Санкт-Петербурга и Ленинградской области в период пандемии»;
-
Андреас Цаби, Президент Берлинской высшей школы экономики и права «Глобальная пандемия: интернационализация, как символ цифровой трансформации»;
-
Зинченко Юрий Петрович, Президент Российской академии образования, декан факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» «Об опыте проведения научных исследований в период пандемии»;
-
Клеменс Ренкер, профессор Высшей школы Циттау/Гёрлитц «Пандемия COVID-19: после страха и хаоса с радостью к новому цифровому обучению»;
-
Лаврикова Марина Юрьевна, Первый проректор по учебно-методической работе Санкт-Петербургского государственного университета «Об использовании механизмов инновационных образовательных технологий в период пандемии»;
-
Василенко Дмитрий Вадимович, Проректор по международным связям Санкт-Петербургского государственного экономического университета «О международной мобильности в период пандемии».
Докладчики с российской и германской стороны представили основные тенденции в сфере образования:
-
составление новых учебных концепций и планов;
-
«глокализация» - поддержка локальных ценностей в процессе глобального обмена и сотрудничества;
-
свобода науки от времени и границ, новое отношение к науке в связи с пандемией;
-
высокая вероятность резкого роста мобильности после нормализации ситуации, заинтересованность студентов и научных сотрудников в более коротких стажировках;
-
необходимость развития навыков стрессоустойчивости;
-
четырехгранная роль педагога – как тьютора, модератора, информатора и режиссера.
Участники заседания подчеркнули необходимость подготовки квалифицированных педагогов для работы с новой моделью преподавания и поддержки вовлеченности студентов. Было единогласно признано, что сегодняшний кризис является в первую очередь источником не проблем, а шансов для качественного рывка вперед.