Тема Конгресса: «Дети в душевной беде. Травмапедагогика. Детские психические травмы и их последствия. Роль гражданского общества и науки в профилактике и реабилитации».
15 ноября на площадке Московского педагогического государственного университета состоялась торжественная церемония открытия, ведущими которой стали Анне Хофинга и Тамара Николаевна Исаева, руководители Конгресса и Германо-Российского социального Форума в рамках рабочей группы «Гражданское общество» Форума «Петербургский диалог». С приветственным словом к участникам обратились несколько почётных гостей Конгресса, в их числе были:
- Рюдигер фон Фрич, Чрезвычайный и Полномочный Посол ФРГ в РФ;
- Алексей Владимирович Лубков, ректор Московского педагогического государственного университета;
- Юрий Петрович Сибиль, начальник отдела воспитательной и социальной работы с осужденными управления воспитательной, социальной и психологической работы Федеральной службы исполнения наказаний ФСИН РФ;
- Тамара Блекот, представитель общественной организации «Громадська коалиция допомоги» г. Киев, Украина;
- Марина Шостак, директор «Центра свободной педагогики», г. Тбилиси, Грузия.
Также были зачитаны приветственные речи Валентины Ивановны Матвиенко, председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Михаила Александровича Федотова, Советника Президента РФ, председателя Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, и Татьяны Николаевны Москальковой, Уполномоченного по правам человека в РФ.
По завершению открытия Чрезвычайный и Полномочный Посол ФРГ в РФ Рюдигер фон Фрич принял в своей резиденции приглашенных на Конгресс референтов и руководителей мастер-классов.
В рамках мероприятия были представлены доклады российских и германских специалистов в области педагогической неотложной помощи и травмапедагогики, а также состоялись выступления коллег из Грузии и Украины на следующие темы:
- «Травма и развитие – вызовы в работе с комплексно травмированными детьми и подростками» (Аннетте Штреек-Фишер);
- «Об актуальной ситуации травмированных детей в России, в Грузии и на Украине» (Блекот Т., Шостак М., Пыжьянова А., Обухов А. и др.)
- «Введение в неотложную педагогическую помощь в ЧС» (Лукас Малл);
- «Введение в травмапедагогику» (Юлия Биалек);
- «Значение теории привязанности и теории регулирования аффектов для педагогического и терапевтического процессов преодоления у травмированных детей» (Ева Расс);
- «Детская психическая травма. Нарушение развития ребенка» (Мартин Штраубе);
- «Развитие личности - травма - кризис. Рестабилизация и вылечивание, но каким образом?» (Андреас Кик);
Участникам также было предложено подкрепить теоретические знания практикой: в общей сложности было организовано около 20-ти мастер-классов, на каждом из которых референты делились своим опытом работы с детьми, находящимися в разных посттравматических состояниях. Помимо этого приглашенные специалисты провели ряд обучающих практических занятий: ритмические упражнения, пение в травмапедагогике, театральное упражнение, лепка шариков из специального воска, жонглирование.
В заключение состоялась подиумная дискуссия на тему: «Интеграция травмапедагогики и травматерапии» и заключительный пленум, на котором участники, референты и руководители мастер-классов рассматривали перспективы развития травмапедагогики в России, Германии и странах ближнего зарубежья.