Если позволите, я начну с самого простого – с роли государства по отношению к средствам массовой информации. Речь идет прежде всего об обеспечении их экономической свободы и правовой защиты. Если государство обеспечит эти два основополагающих условия, то все остальное приложится.

 

Теперь позвольте несколько слов в порядке комментария к тому, что я услышал в предыдущих выступлениях. Особо важными и интересными представляются несколько тем, которые я хотел бы выделить. Прежде всего это европейская и международная безопасность, роль России и Германии в процессе строительства мировой системы безопасности.

 

Хотел бы вас проинформировать, что позитивно развивается диалог между Россией и НАТО, и здесь мы пользуемся поддержкой и Федерального канцлера, и Германии в целом. Как вы знаете, мы активно работаем над созданием политической «двадцатки», в рамках которой предполагается решать определенный набор вопросов на равноправной основе.

 

Я бы хотел с вами как с представителями общественности поделиться нашим беспокойством, которое заключается в том, что мы исходим из необходимости создания нового качественного уровня в отношениях между Россией и Западом в целом, между Россией и НАТО. Это новое качество будет достигнуто только тогда, когда эта «двадцатка» будет равноправной, не будет предварительных консультаций девятнадцати стран НАТО по какому-то вопросу, а потом это как согласованное решение будет предлагаться России.

 

Если мы сохраним именно этот порядок, то никакого нового качества, никакой новизны в вопросах безопасности мы не достигнем. Это для нас принципиальный вопрос, я уверен, что и для вас тоже, если мы хотим добиться общей цели: изменения качества отношений между Россией и западным миром в важнейшем вопросе современности – в вопросе безопасности.

 

Что же касается нашего взаимодействия с Европой, с ЕС в строительстве европейской безопасности, то мне представляется, что построение наших отношений с Североатлантическим блоком – это пролог развития подобных отношений со всей Европой. Это условие, это мост.

 

Хочу обратить ваше внимание, что сегодня, к сожалению, нет еще полноценной системы европейской безопасности. Мы готовы принять в этом участие с того момента, как это будет создано, или если нам предложат сейчас работать на равноправной основе над созданием этой системы.

 

Я обратил бы особое внимание на проблемы экономической безопасности наших государств и Европы в целом. Для нас эта проблема, конечно, имеет много аспектов, но я хотел бы обратить ваше внимание на то, что является бесспорным. Это прежде всего энергетическая безопасность. И в связи с тем, что происходит в мире, на Ближнем Востоке, мы с вами понимаем, насколько это важно.

 

Хочу подчеркнуть, что даже в самый драматический период истории России – в период распада Советского Союза – наша страна ни на день не приостановила выполнение своих обязательств в энергетической сфере перед нашими зарубежными партнерами. Это свидетельствует о том, насколько устойчивая система была создана в Советском Союзе. Она сохранилась, она развивается.

 

Сегодня вся Европа получает огромное количество энергетических ресурсов из России. Германия на одну треть обеспечивает свои потребности в газе из нашей страны и на четверть – потребности в нефти. Это по данным статистики, а на практике, я думаю, еще больше.

 

На что бы мне хотелось обратить внимание? Если Европа будет рассматривать Россию как чужеродный элемент, то тогда, конечно, мы будем строить препятствия на пути расширения этого взаимодействия. А если Европа будет относиться к нам как к равноправному партнеру, тогда в отношении России не будут действовать правила, согласно которым страна ЕС не может более 30 процентов энергоресурсов получать из страны, не являющейся членом этого сообщества. Сегодня такие правила действуют, и они реально могут привести к ограничению нашего сотрудничества. А в Европе и в Германии они неизбежно приведут к повышению цен, в том числе для бытовых потребителей.

 

И напротив, если мы выстроим эту работу на долгосрочной основе и отменим необоснованные правила в отношении России, то она гарантирует доброкачественное, своевременное исполнение своих обязательств. Это стабилизирует экономику Европы и будет способствовать устойчивости цен как для промышленности, так и для бытового потребителя. Считаю это чрезвычайно важным.

 

Очень обнадеживающим я считаю заявление одной из немецких коллег по поводу возможного использования средств, которые получает Германия от России в рамках расчетов за кредиты бывшего Советского Союза, для использования в области культуры и образования. По сути дела, это предложение инвестировать российские долги в интеллектуальный продукт. Сразу вам говорю: мы согласны.

 

Я могу ошибаться, но, насколько мне известно, в Германии существует закон, согласно которому долги иностранных государств автоматически зачисляются в доходную часть бюджета. Значит, для того чтобы предложения нашей немецкой коллеги были реализованы, нужно, чтобы парламентом Германии было принято соответствующее решение, а господин Федеральный канцлер должен его активно поддержать. Мы же реализуем это мгновенно, тем более что мы в принципе договариваемся по тем проблемам, которые считались до сих пор неразрешенными. Чуть попозже мы расскажем об этом средствам массовой информации.

 

Чрезвычайно важным я считаю работу с молодежью. Все, что было об этом сказано, я поддерживаю целиком и полностью, присоединяясь к тому оптимизму, с которым выступил Герхард Шредер, когда говорил о молодежных форумах, которые намечаются сейчас в России и Германии. Со своей стороны мы готовы всячески это поддержать.

 

Благодарю за внимание, спасибо.