Гергиев Валерий АбисаловичХудожественный руководитель-директор государственного академического Мариинского театра, декан Санкт-Петербургского государственного университета

 

Родившийся в 1953 году в Москве в осетинской семье, выросший на Кавказе, Валерий Гергиев получил музыкальное образование в Ленинградской консерватории в классе профессора И.А.Мусина. В 23 года он одержал победу на конкурсе дирижёров фон Караяна в Берлине, и еще студентом консерватории был приглашен в Кировский театр. В возрасте 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, а с 1996 он является художественным руководителем-директором Мариинского театра.

Сегодня Гергиев считается одним из ведущих дирижёров мира, с которым хотели бы сотрудничать лучшие оркестры и оперные театры. Однако его главное стремление остаётся неизменным — превратить труппу Мариинского театра в лучшую труппу мира и позволить стране гордиться Санкт-Петербургом и Мариинским театром (пути развития которых он видит в единстве).

С оперной и балетной труппами Мариинского театра Гергиев проводит до 250 дней в году. С 1997 года он также является главным приглашённым дирижёром «Метрополитен опера» (Нью-Йорк). Такая должность впервые в истории этого театра была создана для Валерия Гергиева. Он дирижирует всемирно известными оркестрами: Венским филармоническим оркестром, Чикагским филармоническим оркестром, Лондонским симфоническим оркестром, Берлинским филармоническим оркестром, оркестром Королевской оперы, театра «Ковент-Гарден», «Ла Скала».

Валерий Гергиев — инициатор создания и художественный руководитель многих международных фестивалей: За мир на Кавказе (Владикавказ), Миккели Фестиваль (Финляндия), фестиваль Красного моря (Эйлат), Киров-Филармония (Лондон), Роттердам Филармоник-Гергиев Фестиваль (Голландия) и, конечно же, Звёзды белых ночей в Санкт-Петербурге.

Ряд художественных достижений маэстро Гергиева принесли ему многочисленные звания и награды, всемирную славу. Он — Народный артист России (1996), дважды лауреат Государственной премии России (1994, 1999), ему многократно присуждалась высшая театральная премия страны «Золотая маска» как лучшему дирижёру года (с 1996 по 2000), приз Дмитрия Шостаковича и премию «Золотой Софит» за лучшую дирижёрскую работу в 1997 и 1998 годах.

За выдающееся исполнение классической музыки Валерий Гергиев был удостоен титула «Лучший дирижер года» (Musical America — США, Independent, Evening Standard — Великобритания). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips Electronics вручил ему специальную премию, которую он передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. В 2000 году ему были присвоены высшие награды России и Республики Армении — орден Дружбы и орден святого Месропа Маштоца.

В Мариинском театре Гергиев воспитал плеяду певцов мирового уровня, но его главным художественным достижением остаётся расширение и обновление репертуара, в особенности, произведений русской классики, что ставит его особняком в ряду дирижёров конца XX века. Он предан Прокофьеву, о котором, по его мнению, забывают.

Во время фестиваля Звёзды белых ночей в 1999 году Гергиев осуществил новую постановку оперы «Семён Котко», а в 2000 году под его управлением прозвучала опера «Война и мир», ставшая одной из блистательных премьер сезона 1999-2000. Оперы Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и Шостаковича, а также балеты Стравинского заняли прочное место в репертуаре театра.

Большое место в репертуарной политике Гергиев уделяет и работам западных композиторов. Одним из главных событий в данном ряду стала постановка «Парсифаля» в 1997 году, прошедшего в России впервые за последние 80 лет. В 2000 году началась работа над постановкой вагнеровского «Кольца». Уже состоялась премьера первой части — «Золото Рейна». Работа над всей тетралогией, которая впервые прозвучит в исполнении русской труппы на немецком языке, завершится к 2002 году.

В сезоне 1998-1999 годов Гергиев и его театр отметили несколько юбилеев: 20-летие его прихода в Мариинский театр, 10-летие на посту музыкального руководителя, 10-летие эксклюзивного сотрудничества с компанией Philips, принесшего записи более 30 дисков. Дискография отражает два проекта из ранних 90-х, оказывающих своё влияние и поныне. Это два фестиваля, посвящённых Римскому-Корсакову и Прокофьеву — фигурам первой величины на музыкальном Олимпе Санкт-Петербурга. К двум операм Римского-Корсакова, «Псковитянка» и «Садко», находящимся в каталоге, добавились «Легенда о невидимом граде Китеже», «Кащей Бессмертный» и «Царская невеста». А также «Игрок» Прокофьева (в дополнение к уже выпущенным «Обручению в монастыре», «Огненному ангелу» и «Войне и миру».) Другие оперные записи, включая «Руслана и Людмилу», «Князя Игоря», «Хованщину», обе версии «Бориса Годунова», «Пиковую даму», «Мазепу» и «Иоланту», входят в число самых значительных выпусков из серии Philips-Mariinsky. Не менее важной стала и запись оригинальной санкт-петербургской версии оперы Верди «Сила судьбы». «Спящая красавица» и «Ромео и Джульетта» были записаны на ранней стадии этого сотрудничества. Выход в свет «Щелкунчика» и «Жар-птицы» (вместе с «Прометеем» Скрябина) в 1998 году отразил новые отношения Гергиева и Мариинского балета. Сильные стороны музыкального таланта Гергиева, нашедшие отражение в этих записях, занимают не менее важное положение и в его оркестровых работах. С оркестрами Мариинского театра и Роттердамской филармонии он записал Бородина, Глинку, Хачатуряна, Лядова, Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича и Чайковского. «Гергиев несёт на своих плечах непропорционально большую часть современного музыкального мира. Под его руководством Мариинский театр стал одной из наиболее почитаемых (и записываемых) оперных трупп мира» (The New Yorker, апрель 1998). «Гергиев в качестве дирижера-звезды, каким он, без сомнения, является, относится к категории волшебников звуков, обладающих свойством притягивать к себе публику так, что она теряет под собой землю» (Boblinger Bote, июль 2000).

«Заслуга Гергиева не только в том, что он открыл Западу мир русской музыки, но и в том, что сегодня труппа Мариинского — это поразительное воплощение принципов ансамбля». Guardian Weekly (27 июля — 2 августа 2000). Статья в New Yorker’е так определяет его устремления и результаты плодотворной деятельности: «Гергиев вновь соприкоснулся с чем-то более глубоким. Другие дирижёры его поколения сделали себе имя благодаря осознанным индивидуальным интерпретациям. Гергиев же порождает спонтанный поток эмоций, всеобщее празднество звука. Он способен выразить идею эмоциональной материи музыки и дать ей жизнь».