Science Slam TWIN CITIES Москва-Берлин прошел в Москве при поддержке Форума «Петербургский диалог» и в рамках Года Германии в России 2020/2021. Мероприятие состоялось в гибридном формате: очно на площадке Национального Исследовательского Технологического Университета «​МИСиС» и онлайн с трансляцией в социальной сети «ВКонтакте». 

Научные бои Science Slam — это зародившийся в Германии международный проект, основной целью которого является популяризация науки. За звание лучшего слэмера на одной сцене сразились четыре ученых и изобретателя из России и Германии. Каждому участнику было предоставлено 10 минут, за которые необходимо было в интерактивном формате и максимально доступно рассказать о своих научных достижениях.

В рамках Science Slam свои исследования представили:

  • Александр Чубрик, сотрудник НОЦ Биомедицинской инженерии НИТУ «МИСиС», выпускник образовательной программы iPhD «Биоматериаловедение».

Тема: Разработаем и вставим

Александр Чубрик рассказал о том, как вырастить новые кости из выделений микроорганизмов и как это поможет взаимоотношениям между Томом и Джерри. Представим, что от вечных выяснений отношений пострадал наконец-то не Том, а Джерри, и теперь у него травма головы. КТ показывает: там дыра. Соответственно, необходимо понять, как восстановить кость, а вместе с ней и мир во взаимоотношениях персонажей. Если разработать имплантат и установить его, через 6 недель можно наблюдать появление новой костной ткани, но результат не впечатляет, кость не зарастает. Нужно увеличить эффективность имплантата. Для этого существуют факторы роста – специальные микроорганизмы, которые сигнализируют о том, что здесь и сейчас необходимо восстановить кость. Через полторы недели мы имеем почти полностью восстановившуюся костную ткань, а через 6 недель имплантат – почти как материнская кость. На сегодняшний день технология опробована не только в лаборатории, но и на практике. Имплантат, полностью имитирующий структуру кости, был вживлен домашнему коту, больному остеосаркомой: имплантат прижился, и животное в полном порядке. Однако для человека такие технологии, по словам исследователя, станут доступны точно не в ближайшее время.

  • Антон Хиннек (Anton Hinneck), аспирант, Сколковский институт науки и технологий.

Тема: Краткое введение в рынки, или как сделать дешевую электроэнергию дорогой

Антон Хиннек как представитель Германии рассказал об основах рынков с отсылкой на свою родную страну и показал, какие условия должны быть выполнены для формирования оптимальных цен. В основе исследования стоит вопрос: почему такие цены на именно таких рынках на именно такие продукты? И как это работает на рынке электроэнергии? Основное условие, которое должно быть соблюдено: спрос и предложение должны быть равнозначны. Небольшой перевес в одну или другую сторону значительно влияет на рыночную стоимость товара. Рынок электроэнергии от прочих отличает только то, что он даже более чувствителен к таким явлениям и представляет собой сеть, которую формируют разные участники рынка в разных регионах Германии. Именно этот фактор приводит к различиям в ценообразовании на рынке электроэнергии во всей стране. В целом нет точного ответа на вопрос: как сделать электроэнергию более дешевой. Точно также остается загадкой цена энергии в будущем. Однако на сегодняшний момент существуют возможности исследовать это явление, что дарит надежду на все ответы в будущем.

  • Майя Хусанова, урбанист, магистр градостроительства, Высшая школа урбанистки имени А.А. Высоковского НИУ ВШЭ.

Тема: Транспортный гедонизм

Майя Хусанова рассказала о том, как гедонизм горожан меняет транспортные системы наших городов. Урбанизация оказывает давление на природную систему: город вытесняет природу. Кроме того, транспорт – большая проблема. Речь идет не только об экологическом, но и о шумовом загрязнении, которое ведет к проблемам со здоровьем: нарушение слуха, развитие ментальных расстройств. Основой планирования транспортных систем являются два фактора: деньги и время. Майя провела в рамках исследования несколько интервью-прогулок, которые сначала не показали ничего необычного. Те же факторы важны и на личном уровне: как быстрее и менее затратно добраться из точки А в точку В. Однако в какой-то момент появилось слово «надо» в сочетании с «красиво ехать»: через парк или вдоль озелененной улицы. Вскоре появилось и «хочу»: «хочу красиво идти или ехать». Так меняется личный подход к планированию транспортной системы, который в будущем, возможно, возьмут за основу и профессиональные планировщики. Тем более что транспорт становится так называемым третьим местом: большую часть времени люди проводят дома или на работе, а третье место – место встречи с друзьями и новых впечатлений.

  • Джем Авсар (Cem Avsar), аэрокосмический инженер, управляющий директор компании beSpace GmbH и доцент в Берлинском техническом университете.

Тема: Как построить марсоход за 200 дней

Джем Авсар знает, как построить марсоход за 200 дней: никак. Это просто невозможно. В качестве научного сотрудника Берлинского технического университета он возглавлял рабочую группу по космической робототехнике. Он рассказал о своих приключениях в сфере космической техники. В сегодняшних условиях сигнал технике с Земли до Марса идет 20 минут, что, очевидно, слишком долго. Решением этой проблемы может стать автоматизация роботов: они должны сами все уметь. В Германии даже проводятся соревнования таких роботов, которые, может быть, в будущем станут совсем самостоятельными и отправятся на Марс как представители нового поколения в робототехнике. Один из таких конкурсов превратился почти в Паралимпийские игры: ни один робот не дотянул в изначальном состоянии до конца испытаний. Тогда победили сразу все. Однако провальный результат – тоже результат, ведь на следующий год все промахи учли, и заслуженная победа была одержана командой Джема. Работа над роботом будет продолжена: если ее результаты будут впечатляющими, у робота есть все шансы покинуть нашу планету.

Победа была одержана Джемом Авсаром не только в соревнованиях роботов, будущих марсоходов нового поколения, но и в Science Slam TWIN CITIES Москва-Берлин. Традиционно победитель выбирается публикой в зале: замеряется уровень шума от аплодисментов. Но новые условия требуют новых инструментов: голосование было проведено онлайн, и таким образом, в нем смогли принять участие и зрители, не находившиеся в зале очно.

С записью мероприятия можно ознакомиться по ссылке.