Росбалт 20.07.2011

Форум "Петербургский диалог" начался в "родовом гнезде" автогиганта Volkswagen городе Вольфсбурге за два дня до встречи Ангелы Меркель и Дмитрия Медведева, и на нем обсуждались отнюдь не только поставки российского газа в Германию и их возможное увеличение в связи с решением постепенно закрыть все немецкие АЭС. Речь также шла о миграционных проблемах, которые стоят перед Россией и ФРГ, экологии, религии, а, например, в рамках секции "Мастерская будущего" обсуждались возможное усиление патриотизма или, наоборот, апатии населения в связи с предстоящим в 2018 году проведением в РФ Чемпионата мира по футболу.

Однако президент РФ Дмитрий Медведев и члены его делегации, несмотря на подписание в Ганновере значительного числа соглашений, в частности, в гуманитарной сфере, ехали в Германию, судя по всему, в первую очередь, с намерением "прощупать почву" для постройки третьей очереди газопровода Nord Stream, а также понять, насколько тверды позиции немцев, являющихся в ЕС самыми последовательными противниками отмены визового режима с Россией.

Однако из поставленных целей российскому президенту удалась лишь одна – да и то частично. К возможности отмены виз федеральный канцлер отнеслась весьма прохладно. И это несмотря на то, что российско-германский молодежный парламент, а также участники сразу нескольких секций "Петербургского диалога" потребовали решить этот вопрос. Группа "Мастерская будущего" даже выдвинула конкретное предложение начать этот процесс уже в августе 2011 года, приурочив его к 50-летию постройки Берлинской стены. Тем не менее, Ангела Меркель четко дала понять: хотя Дмитрий Медведев и заявляет, что Россия готова идти к отмене виз так быстро, как на то согласны ее партнеры, торопиться Москве не придется. К решению вопроса всерьез немцы не готовы и согласны лишь разработать "многоступенчатый план", на реализацию которого, вероятно, уйдут годы, а то и десятилетия.

Тема же Nord Stream, которая не могла не обсуждаться и на двусторонних консультациях Меркель и Медведева, а также на их встрече с российскими и германскими бизнесменами, оказалась немного более выигрышной. Особенно удачно ее обыграл даже не сам президент России, а вице-премьер российского правительства, глава совета директоров "Газпрома" и сопредседатель "Петербургского диалога" Виктор Зубков. На прямой "энергетический" вопрос с немецкой стороны он, как со смехом заметил Дмитрий Медведев, начал отвечать почему-то про сельское хозяйство. Но затем неожиданно сменил тему и заговорил про увеличение поставок российского газа в Германию и строительство новых трубопроводных мощностей в рамках Nord Stream.

И тут Ангела Меркель просто не смогла "отбиться". Она, конечно, говорила, что никакая "четвертая и пятая" трубы Германии не нужны, а требуемая из-за остановки АЭС электроэнергия будет получена из "альтернативных" источников, поскольку ФРГ продолжает придерживаться принципа "диверсификации" своей энергетической сферы. При этом про "третью трубу", в строительстве которой заинтересован "Газпром", Меркель не упомянула. А Виктор Зубков при этом бодро констатировал, что Германии потребуется дополнительный объем газа в размере 30-35%, и "Газпром" вполне готов его поставить, чтобы "помочь" германским коллегам. Таким образом, последнее слово осталось за российским вице-премьером, что заметно повышает шансы на "третью трубу" для Nord Stream, хотя, разумеется, ничего не гарантирует.

Правда, свою несговорчивость в экономических двусторонних отношениях Ангела Меркель, видимо, постаралась компенсировать в политической сфере. Недаром она старательно подыгрывала Дмитрию Медведеву во время их совместного участия в заседании "Петербургского диалога" в его игре в загадки, связанные с президентскими выборами 2012 года. Тему задал глава российского государства, сообщив собравшимся, что они с канцлером посовещались и решили еще долго не становиться сопредседателями "Петербургского диалога", который с германской стороны возглавляет экс-премьер ГДР Лотар де Мезьер. Таким образом, Дмитрий Медведев прозрачно намекнул, что отставниками ни он, ни Меркель быть не собираются.

И федеральный канцлер эту игру поддержала. Когда речь зашла о сложностях со взаимным признанием ученых степеней, она пообещала именовать кандидата наук Дмитрия Медведева "господин кандидат". А на его замечание, что его-то диплом, полученный в советский еще период, в Германии должен признаваться, а значит он – господин доктор, Меркель реагировала фразой: "Вообще-то "кандидат" — тоже неплохое обращение".

В итоге, хотя некоторые аналитики предположили, что Дмитрий Медведев вел себя по такому серьезному вопросу как выборы 2012 года слишком вольно, а значит — он уже всерьез не надеется на продолжение своего президентства, большинство экспертов все же трактовали слова действующего российского лидера как продолжение игры за сохранение им своего поста.  В частности, как заявил "Росбалту" директор Центра им. Бертольда Бейца при Германском совете по внешней политике Александр Рар, Меркель, хотя и в шуточной форме, но отчетливо дала понять собравшимся и лично Медведеву, что Германию его президентство бы вполне устроило. Да и сам Медведев делал весьма явные намеки, полагает эксперт. Проблема только в том, что одних намеков для переизбрания недостаточно.