ZDF 02.10.2008

'Петербургский диалог' должен укрепить германо-российские отношения

В Санкт-Петербурге встречаются представители германского и российского гражданского общества, чтобы обсудить отношения между двумя странами. Война на Кавказе позаботилась о потенциале для разжигания нового конфликта, так сказал по случаю начала работы 'Петербургского диалога' эксперт по России Александр Рар.

heute.de: Господин Рар, девиз 'Петербургского диалога' в этом году звучит так: 'Россия и Германия в глобальном мире - партнеры в модернизации'. Не было бы более уместным после событий на Кавказе назвать нынешнюю встречу: 'Партнеры в кризисе'?

Александр Рар: Наверное, это будет очень сложный 'Петербургский диалог'. Но с начала работы первого Диалога в 2001 году ни один форум не был простым: у нас были большие разногласия между участниками в 2004 году сразу же после драмы в Беслане с захватом заложников в школе, у нас постоянно ведутся жесткие дискуссии по вопросам энергетической безопасности. Часть обсуждения выходит за рамки рабочих группы, спорят везде, то более, то менее конструктивно. Но верно, что в этом году речь в большей степени будет идти о конфликтах, чем о партнерстве.

heute.de: После окончания войны на Кавказе дипломатические отношения между Россией и Западом стали столь напряженными, какими они не были долгие годы. Совет Россия-НАТО прекратил свою работу, общий тон высказываний ужесточился. Насколько это можно расценивать как успех для российско-германских отношений, что в нынешний кризисный период 'Петербургский диалог' продолжает предоставлять возможность для обмена мнениями?

Рар: Это происходит благодаря умению организаторов, которые все-таки смогли 'протащить' диалог. Другие страны в подобной ситуации, скорее всего, отменили бы подобную встречу, но Германия чувствует себя обязанной не отказываться от отношений с Россией. У Германии есть богатый опыт общения с Россией и в хорошие, и в плохие времена. Однако в нынешней ситуации меня удивила большая заинтересованность представителей германской элиты, которая захотела поехать в Санкт-Петербург.

heute.de: Беседы в рамках Диалога ведутся в восьми различных рабочих группах, например таких: СМИ, энергетика, образование и экономика. Вы являетесь координатором рабочей группы 'Мастерская будущего'. Как будет рассматриваться тема Кавказа в рамках этой рабочей группы? Будут ли найдены вразумительные слова?

Рар: Я хочу немного сказать по поводу понятия 'вразумительные слова': будет разговор на тему Кавказа, об этом будут говорить обе стороны, и чем больше слов будет сказано, тем лучше. Жесткие слова, высказанные немецкими участниками, желанны, и они также будут поощряться в 'Мастерской будущего', но нельзя, чтобы обсуждение скатилось до уровня нравоучений, которые звучали бы с немецкой стороны. Мы, координаторы, надеемся, что русские будут открыто говорить по кавказской тематике. В России сейчас слишком большое разочарование относительно политики Запада и ее восприятия [событий]. Это разочарование мы в Германии воспринимает либо неправильно, либо вообще не воспринимаем.

heute.de: Что вы ожидаете от российских участников?

Рар: Мы напряженно ждем, как российские участники объяснят и проанализируют ситуацию на Кавказе. Можно ли это рассматривать как дальнейшее расширение российской империи, как наступление? Или же речь идет скорее о 'красной линии', которую Россия прочертила перед Западом, следовательно, об оборонительных действиях? В 'Мастерской будущего' мы не только обсуждаем актуальную политику, но и пытаемся выработать стратегии на ближайшие 15-20 лет. Мы уже сейчас хотим посмотреть, в каких сферах в будущем могут возникать конфликты, и что мы сможем сделать для их урегулирования, чтобы это происходило лучше, чем сейчас.

heute.de: Цель 'Петербургского диалога' - сблизить гражданские общества двух стран. Но, кажется, в настоящее время они слишком отдалены друг от друга: и чем больше в России будет 'ура-патриотизма', тем сильнее в Германии будет распространяться отчуждение, непонимание и даже страх в отношении России.

Рар: В самом деле, существует много барьеров для 'Петербургского диалога' и для отношений между нашими странами: те, кто профессионально занимался в период 'холодной войны' отношениями с советской империей, только и хотят, что говорить о следующей войне с Россией. С другой стороны, на Западе также присутствует большое равнодушие к России. С момента окончания 'холодной войны' царит усталость от России. За прошедшее с тех пор время имидж страны продолжает оставаться таким же негативным; бывший враг, который так и не превратился в друга. Но, по моему мнению, представление - относиться к России либо равнодушно, либо неприязненно - неверное. А это представление сейчас является господствующим среди элиты в Германии и на Западе.

heute.de: Поведение России в войне на Кавказе - вне зависимости от того, кто начал боевые действия - кажется, внесло свой вклад в подтверждение и укрепление именно этого критического восприятия России на Западе.

Рар: Взгляд на российские танки, которые ездят по Кавказу и оккупируют грузинскую территорию, естественно, будит воспоминания об интервенции Советского Союза в Афганистан, о вступлении советских войск в Чехословакию в 1968 году и о восстании в Венгрии. В данном случае войну начала Грузия. Но из-за прошлого многие люди на Западе также и сегодня, словно следуя старым рефлексам, вменяют России вину за этот конфликт и смотрят на страну как на злодея, агрессора, провокатора. Это очень упрощенный взгляд, но он существует у нас в Европе.

heute.de: Уже восемь лет 'Петербургский диалог' пытается оказать противодействие любого рода подобной упрощенной точке зрения. Вы принимали участия во всех встречах и координировали их. Что уже было достигнуто, а что 'Петербургскому диалогу' не удалось?

Рар: В прошлом нас часто критиковали за то, что на заседаниях присутствовало слишком много официальных лиц, но я придерживаюсь мнения, что в этом году список участников разношерстный, в заседаниях участвуют и критически настроенные представители российских неправительственных организаций. В целом, в промежутках между официальными заседаниями, обсуждений должно происходить больше, так как широта обсуждаемых проблем слишком велика, чтобы встречаться лишь один раз в год. Но важно хотя бы то, что существует формат 'Петербургского диалога': межправительственные консультации приурочены к форуму, на котором контактируют между собой представители совершенно разных групп населения. Иначе, Россия находилась бы в изоляции. Я хотел бы пожелать, чтобы регулярно проходили бы также российско-французский или российско-польский диалоги.

Информация о 'Петербургском диалоге'

'Петербургский диалог' был создан в 2001 году как открытий дискуссионный форум, который содействует обмену мнениями между представителями гражданских обществ России и Германии. В рамках восьми рабочих групп регулярно проходит обсуждение актуальных вопросов и важных тем германо-российских отношений.

Одновременно 'Петербургский диалог' является генератором идей для конкретных проектов, например, таких как Фонд германо-российского молодежного обмена или Форум Коха-Мечникова, германо-российская инициатива в сфере здравоохранения по борьбе с инфекционными заболеваниями.

Параллельно с Диалогом проходят ставшие традиционными правительственные консультации между Россией и Германией. Восьмой 'Петербургский диалог' состоится в Санкт-Петербурге с 30 сентября по 3 октября 2008 года.