Lenizdat.ru, 03.10.2008

Освещение августовского грузино-российского конфликта в западной и отечественной прессе обсудили накануне на факультете журналистики СПбГУ участники рабочей группы "СМИ" в рамках 8-го германо-российского форума "Петербургский диалог". В дискуссии принимали участие крупные отечественные и немецкие журналисты, и, возможно, в том числе и поэтому накал страстей на круглом столе был довольно велик.

Российская сторона в целом заняла позицию "обвинителя", попрекая западные СМИ в необъективности. Немцы, со своей стороны, начали с оправданий, но затем и сами перешли в наступление, предложив россиянам заняться прежде всего собой.

Так, руководитель московского офиса "Дер Шпигель" Маттиас Шепп, отвергая обвинения в предвзятости немецких СМИ, заявил, что "журналисты нашего издания сразу же отреагировали на события в Южной Осетии, однако мы никак не могли туда попасть – нас и остальных западных журналистов просто туда не пускали. Но мы с первых же дней писали, что ответственность за начало боевых действий несет грузинская армия и президент Грузии Михаил Саакашвили". По словам Маттиаса Шеппа, восемь корреспондентов "Шпигеля" работали в это время в регионе, чтобы сделать общее представление о происходящем. И в итоге, как выразился Маттиас Шепп, это общее представление о конфликте было очень схоже с тем, что было представлено, скажем, в "Российской газете".

Маттиас Шепп отметил, что все свои заявления (в том числе и то, что войну начал Саакашвили) издание "Шпигель" делало только на основе документов. И после этого в издании были повторные материалы на эту тему, публиковались фотографии (многие из которых, кстати, не были опубликованы в российских СМИ), показывавшие, как американские инструкторы обучают грузинских солдат и офицеров.

Именно поэтому Маттиас Шепп считает, что все претензии российской стороны к западным СМИ абсолютно необоснованны. "Как так получилось, что картина грузино-российского конфликта в западной прессе была так однобоко воспринята в России?", - спрашивал своих российских коллег Маттиас Шепп. "Даже на американских телеканалах были дебаты по поводу конфликта. Во всех СМИ – сплошная дискуссия, критика Грузии и обвинения в адрес Саакашвили, нарушающего права человека… А в российских газетах (а я их читаю каждый день штук по пятнадцать), напротив, нет никакого анализа на эту тему, нет никаких альтернативных точек зрения, исследования причин конфликта. Это, конечно, вопросы "скользкой политики". Но мое личное убеждение состоит в том, что в западных СМИ все не так уж плохо, как об этом говорят в России", - заявил Маттиас Шепп.

Главный редактор газеты "Кёльнише Рундшау" Йост Шпрингенсгут, в свою очередь, согласился с обвинениями российской стороны в тех случаях, когда они касались западного телевидения. "Но меня шокировали заявления, что вся западная пресса стала "машиной пропаганды". Я ответственно заявляю, что мне как редактору никто никогда не давал никаких указаний, как и что публиковать в газете… Российским коллегам необходимо более взвешенно оценивать западную прессу, как мы оцениваем российские СМИ", - отметил Йост Шпрингенсгут.

По его мнению, определенная однобокость изложения конфликта на Кавказе в Германии могла присутствовать в первые дни боевых действий – из-за недостатка информации. "Но мы всегда старались быть объективными, и вся информация, которой мы располагали, принималась нами к рассмотрению. Поэтому мне также удивительно, как вы пришли к таким выводам", - обращался к российским коллегам Йост Шпрингенсгут.

Немецкий журналист, лауреат премии им. Петера Бёниша за 2008 год Йенс Мюлинг отметил, что он уже 20 августа смог добраться "до Цхинвала через Тифлис". По его словам, местные жители постоянно его спрашивали: "Почему вы, западные журналисты, искажаете все, что здесь происходит?" "Откуда вы это знаете?", - в свою очередь спрашивал у жителей Йенс Мюлинг и всегда слышал один и тот же ответ: "Так сказали по российскому телевидению". "С какой целью российские телеканалы обрушились на иностранных журналистов? Не искусственно ли в России создается "концепция западных СМИ"?" - задавался вопросом Йенс Мюлинг.

Выступления с немецкой стороны продолжил Михаэль Рутц, главный редактор газеты "Райнишер Меркур", член Координационного комитета форума "Петербургский диалог". По его словам, в Германии сегодня выходит около 320 ежедневных газет, около 1000 журналов, вещает примерно 20 крупных телеканалов. "Откуда в России знают, как работают и что печатают в германской прессе в целом? Ведь СМИ – это не единая однообразная система, не единый инструмент, но совокупность свободных журналистов. В немецкой прессе представлен огромный объем самой разнообразной информации – и наобум нельзя делать о ней такие выводы, которые делаете вы", - заявил Михаэль Рутц.

"Что тут обсуждать? Это же всем понятно, что напала Грузия", - сказал в ответ с российской стороны круглого стола ведущий программы "Пятая студия" (РТР) Сергей Брилев. Однако вышеизложенные доводы немецких журналистов все-таки заставили его быть поскромнее в своих однозначных оценках. "Конечно, не стоит преувеличивать степень нашей информированности друг о друге. Наши претензии в основном к англосаксонской, а не к немецкой прессе. И именно англосаксами нанесен чудовищный урон по представлению об "объективности журналистики". Я сам выпускник курсов BBC, и сегодня могу сказать, что западным стандартам англосаксонская пресса не соответствует. Ее политика в период конфликта на Кавказе нанесла серьезнейший удар по западным СМИ, Западу и тяге к Западу в России. И это для меня лично – трагедия", - заявил Сергей Брилев.

По его мнению, нынешнее отношение к западной прессе в России проистекает оттого, что в последнее время (в силу "бурного экономического роста") у нас сложилось ощущение самодостаточности. Также, по словам ведущего РТР, не только западные, но и российские журналисты не очень хорошо разбираются в ситуации на Кавказе и, в частности, в Осетии, не понимают менталитета местных жителей, которые "до сих пор считают, что Сталин был осетином".

Весьма эмоционально и на русском языке выступил работник немецкого журнала "Фокус" Борис Райтшустер: "Вы тут, Сергей Брилев, распинались, обвиняя западную прессу в предвзятости и однобокости. Однако именно у вас все предвзято и однобоко, нет никаких попыток исследовать причины войны. И все делается для того, чтобы истинные причины так и не были выяснены". Борис Райтшустер также отметил, что в германских СМИ критический подход распространяется на обе стороны какого бы то ни было конфликта: так было и в августе 2008 года, и весной 1999 года, когда НАТО бомбило Югославию. "Возможно, у нас с вами разные подходы к журналистике – и вам это не нравится", - добавил Борис Райтшустер в адрес Сергея Брилева.

Специальный корреспондент газеты "Комсомольская правда" Александр Коц, в свою очередь, посоветовал немецким коллегам, которые не смогли попасть в зону боевых действий в Грузии и Осетии, "хитрить и хулиганить", не обращаться за разрешением к Министерству обороны РФ и другим официальным структурам.

Корреспондент северокавказского отдела НТВ Руслан Гусаров и военный корреспондент РТР Александр Сладков также призвали немецких журналистов не полагаться на официальные каналы, собирая информацию о России. При этом оба согласились с тем, что немецкие СМИ не входят в число западной прессы, "искажавшей ситуацию на Кавказе".

Главный редактор журнала "Огонек" Виктор Лошак пошел еще дальше и признал, что "администрирование СМИ в России сегодня крайне избыточно – хотим мы этого или не хотим. В этом отношении вы нам наступили на больную мозоль, и нам вам возразить просто нечего". Завершая свое выступление, Виктор Лошак отметил: "Я представляю либеральный лагерь журналистики, и мне очень горько писать о том, что антиамериканизм в России становится общенародным. И вина за это лежит на западных СМИ".

Главный редактор берлинской газеты "Тагесшпигель" Штефан-Андреас Касдорф заявил своим российским коллегам, обвиняющим западные СМИ в предвзятости: "Я понимаю вашу боль, но не понимаю уязвленной гордости. Ведь это не задача журналистики – представлять правительство или партию. Безусловно, факты священны, но скепсис необходим всегда, и всегда необходимо выслушивать и ту, и другую стороны и выносить дифференцированные оценки". Также Штефан-Андреас Касдорф призвал российских журналистов "не наводить мосты между уязвленной гордостью и профессией" и рекомендовал просто почитать немецкие газеты.

Завершая дискуссию, Михаэль Рутц, бывший одним из ведущих круглого стола, обратился к российским коллегам: "Давайте профессионально работать – и таким образом наши взаимные претензии будут сняты сами собой".