Страна.RU 09.10.2006

Очередное заседание форума "Петербургский Диалог" начинается в понедельник в Дрездене. Во вторник к нему присоединятся президент России Владимир Путин и канцлер Германии Ангела Меркель. Участник форума, директор Центра Кербера по программам в России и странах СНГ Германского совета по внешней политике Александр Рар рассказал в интервью Стране.Ru о повестке нынешнего заседания, о том, какие сенсации на нем ожидаются, а также о позиции Германии в отношении российско-грузинского конфликта и позиции Польши по строительству Североевропейского газопровода.

- Состоятся ли в рамках нынешнего "Диалога" официальные консультации между Россией и Германией?

- Нет, они уже состоялись в Томске, а такие консультации проводятся только один раз в году. Эта встреча - Меркель и Путин - пройдет в рамках "Диалога", проведение которого планировалось уже больше года. Это важная встреча, потому что она подчеркивает значение "Петербургского Диалога", который многие уже списали.

- Можно ли говорить о каких-то особенностях нынешнего форума?

- Германия всегда пытается вести с Россией диалог в рамках гражданских обществ. Кто-то считает, что это закамуфлированный диалог о демократических ценностях, что Запад хочет учить Россию, как строить демократию, но, с другой стороны, такой диалог приносит и большую пользу, потому что он собирает представителей самых разных организаций, правозащитных обществ. И разговор проходит достаточно глубоко, на уровне стратегического диалога. В этом году на "Диалоге" впервые будут присутствовать представители российских правозащитных организаций. Это и председатель "Мемориала", и представители других НПО, которые выросли из старых диссидентских движений. Это будет новое, такого еще не было, и это показывает, что российская сторона готова вести диалог по всем интересующим Германию темам.

Кроме правозащитников, в российской делегации будут представлены олигархи, например, Дерипаска, сотрудники администрации. С немецкой стороны, конечно, делегация будет очень большая. В ней будут и премьер-министры разных земель, и представители ведомства канцлера и МИДа, и лидеры НПО. Думаю, что "Петербургский Диалог" может открыть новую страницу именно в плане сотрудничества гражданских обществ, а Россия может показать, что на самом деле у нее тоже есть гражданское общество. Может, оно отличается от немецкого или европейского, но оно есть, и эти ценности демократии уважаются в России не меньше, чем на Западе.

- Кроме сотрудничества гражданских обществ обеих стран есть ли еще важные темы, которые будут подняты на этой встрече?

- Конечно, это передача Россией Германии председательства в "большой восьмерке" и Совете Европы. Главная тема обсуждения - это продление или модификация Договора о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом. Я думаю, что "Диалог" станет первой масштабной ареной для обсуждения этой важной темы. Стороны заявят о том, насколько этот Договор их устраивает, что в нем можно изменить, соответствует ли он реалиям сегодняшнего дня.

Кроме того, в рамках "Петербургского Диалога" есть еще такой интересный форум как "Мастерская будущего". В рамках него будет сделана попытка генерировать идеи будущих поколений - как будущие поколения России и Германии будут решать и обсуждать те проблемы, с которыми столкнутся страны через 20-30 лет. Самым важным здесь является демографический фактор, то есть вымирание населения в России и Германии. Это очень интересная тема, о которой тоже поговорят.

- Еврокомиссия заняла несколько двусмысленную позицию в российско-грузинском конфликте, не осуждая режим Михаила Саакашвили, в частности за фальсификацию выборов. Как в Германии относятся к этой проблеме?

- Германия занимает ответственную позицию. Германия не может себе позволить того, что делают американцы: однозначно поддерживать грузинскую сторону. Германия является главным партнером России в Европе и будет стремиться сделать все, чтобы при всех геополитических баталиях на постсоветском пространстве не потерять Россию как стратегического партнера. Россия выстроила стратегический альянс с Германией, обе страны строят супергазопровод, и в этом отношении важно, чтобы все наши планы осуществились.

- Кстати, о СЕГ: на прошлой неделе российский министр иностранных дел вновь услышал от польского коллеги о том, что Варшава занимает резко негативную позицию в отношении строительства газопровода. Что вы можете сказать по этому вопросу?

- Пусть Варшава играет на антироссийских настроениях - в деловых кругах Германии никто не хочет перестать строить СЕГ. Этот проект интересен, важен для Германии, которая становится главным дистрибьютором российского газа в Европе. Это коммерческий проект. А польскую риторику можно пережить. Тем более, что все идет к лучшему, визит Лаврова показывает, что Россия все более пристально занимается восточноевропейскими странами. В принципе, она обо всем договорилась с Венгрией, с Чехией улучшились отношения, думаю, дойдет очередь и до Польши.