23 июля 2013 года состоялось открытие летней школы для молодых ученых «Государство, общество и личность: уроки прошлого, конструирование будущего в работах молодых исследователей: новые источники, новые подходы» в рамках Форума
 
Заседание школы было посвящено новым направлениям в изучении авторитарных режимов и диктатур в Европе в ХХ веке.
 
Летняя школа – это площадка обсуждения исследований аспирантов и кандидатов наук, в возрасте до 35 лет, которые используют новые подходы и активно работают с архивными источниками.
 
Школа молодых ученых, в работе которой принимают ведущие специалисты по истории, политологии, социологии, культурологи из России и Германии будет посвящена вопросам этатизма в Европе в ХХ века, в том числе эволюции диктаторских режимов.
 
В первый день школы участники посетили музей истории политических репрессий «Пермь-36», который включает в себя сохранившиеся и реконструированные сооружения лагеря (исправительно-трудовой колонии) для политических заключенных.
 
После закрытия лагеря в 1988 г. большая часть его сооружений была передана областному отделу социального обеспечения под размещение в старых лагерных бараках психоневрологического интерната. Впоследствии интернат освободил большинство построек для вновь создаваемого музея. Но часть из них, а также бывшие солдатские казармы и лагерный поселок, в котором проживали офицеры и обслуживавший лагерь вольнонаемный персонал, все еще используются интернатом.
 
К настоящему времени на территории участка строгого режима сохранились бывшие лагерные сооружения: один из четырех бараков, построенных в 1946 г., штрафной изолятор, медсанчасть, баня с прачечной, внутрилагерный штаб, водонапорная башня и туалет - все на территории жилой зоны, то есть той части лагеря, в которой заключенные жили. Здесь же сохранились аллея и рощица, посаженные заключенными в период реформ ГУЛАГа в 1948 г.
 
В промзоне - производственной части участка строгого режима, где заключенные работали, - сохранились здания мастерских и цеха, кузница, пилорама, кочегарка, здание управления промзоны, здание дизельной электростанции, туалет и сруб так называемой вахты - контрольно-пропускного пункта из жилой зоны в производственную, а также здание лагерного управления. Большая часть построек как жилой, так и производственной зон лагеря относится к эпохе сталинского ГУЛАГа.
 
В целом участок строгого режима сохранил в своем составе ясно читаемый лагерь периода ГУЛАГа. Что делает его особо уникальным, так как целостных лагерных комплексов этой эпохи, сохранившихся в таком состоянии, которое позволяет их реставрировать, сохранять и использовать в качестве музея, в стране попросту больше нет.
 
ХХ век стал апофеозом репрессивных политических режимов в различных странах Европы. Глобальный характер насилия, превратившего европейские диктатуры в катастрофу всемирного масштаба, требует применения компаративистских методов анализа исторической реальности. Сравнительный анализ позволяет уяснить предпосылки и корни репрессивных режимов, их наследие, выявить их общие и специфические черты, избегая упрощений презумпции тождественности.
 
Работа конференции была организована по четырем основным направлениям:
 
  • Насилие и репрессия в ХХ веке: онтология и исторические пределы.
  • Тоталитарные режимы ХХ века и повседневность.
  • Тоталитаризм в зеркале исторической науки: поля исследования, понятия и методы.
  • На пути к общему изложению истории тоталитарных режимов?
  • На летней школе молодые исследователи из России, Германии смогут пообщаться и получить советы от известных германских и российских ученых, занимающихся историей ХХ века.
 
Тезисы докладчиков: