«Политика. Мастерская будущего»

В центре внимания дискуссии в рабочей группе «Политика» находились три темы:

1. Развитие немецко-российских отношений после смены правительства в Германии

2. Сотрудничество между ЕС и Россией

3. Проект нового российского закона о регулировании деятельности неправительственных организаций

1. Немецко-российские отношения после смены Правительства в Германии

В своем вводном докладе Ханс-Иоахим Шпангер (Гессенский Фонд изучения мира и конфликтов) рассмотрел смену Правительства в Германии в контексте предыдущих изменений в Правительстве и счел возможными следующие изменения:

• Германия и Россия, вероятно, не будут больше принадлежать к инициированной Президентом Шираком «оси» и не будут позиционировать себя в качестве противовеса США. Однако, изменения во внешней политике Германии под девизом «больше Америки» не должны происходить во вред России. Не следует исходить из базового положения «нулевого итога» и предполагать, что улучшение отношений с США автоматически влекут за собой ухудшение отношений с Россией. Ограниченные средства, которыми располагает немецкая сторона, уже и без того сужают границы политики усиления отношений с Америкой.

•          Федеральный Канцлер Меркель выступает за то, чтобы в будущем политика не осуществлялась больше «через головы соседей по ЕС». Хотя критические высказывания по поводу строительства Балтийского трубопровода, касающиеся процедуры, и существуют, однако, новое Правительство, как и раньше, поддерживает данный проект.

•          Все более настойчиво ставится вопрос о том, что является основой немецко-российских отношений, опираются ли они на общие ценности или же базируются, в основном, на общих интересах. Политика «ясных слов» становится более вероятной. Канцлер Меркель склоняется более к тому, чтобы называть проблемы по имени (например, установленные немецкими наблюдателями факты дефицита демократии). Рассматривая «внутреннюю эволюцию», которую переживают Германия и Россия, допускается возможность развития расхождения, однако, оно происходит в настоящее время на «широком фундаменте» общих интересов.

В последовавшей затем дискуссии было констатировано, что практически не следует ожидать изменения оценки отношений с Россией как «стратегического партнерства». Может произойти смещение акцентов, что может быть, в особенности, связано с тем, что реформы в Германии потребуют много сил от коалиции. Однако, не будет происходить никаких основополагающих изменений. Новое немецкое Правительство очень заинтересовано в хороших отношениях с Россией. Двусторонним отношениям между Германией и Россией будет, как и раньше, придаваться большое значение. Они являются не альтернативой, а двигателем тесного сотрудничества между ЕС и Россией.

2. Сотрудничество между ЕС и Россией

Следующей темой дискуссии явилось сотрудничество между Европейским Союзом и Россией, которое многие докладчики критиковали как недостаточное. Обращалось внимание на то, что стратегическое направление, роль и функции России в деятельности ЕС остаются неясными. Возможно ли вступление России в ЕС в долгосрочной перспективе?

Или речь идет о партнерстве, аналогичном партнерству ЕС и США? Или же состоится интеграция без членства? При определении параметров кооперации следует учесть, что ее возможности выходят далеко за рамки использования потенциала российских сырьевых ресурсов.

В 2007 году, во время Председательства Германии в Европейском Совете, на повестке дня будет стоять вопрос о продлении «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве» между ЕС и Россией. В качестве консультанта, корректора и источника импульсов Петербургский Диалог призван использовать эти исходные позиции, чтобы в наступающем году интенсивно заняться темой «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве» между ЕС и Россией и, по возможности, сформулировать конкретные предложения и рекомендации для немецкого и российского правительства.

Исходя из этого рабочей группе «Политика» была предложена на 2006 год следующая тема: «Цели и перспективы взаимоотношений и кооперации между ЕС и Россией после 2007 года». В качестве возможных тем для дискуссии были названы следующие:

- Основные цели кооперации между ЕС и Россией?

- Изменения во внешней политике ЕС после его расширения?

- Перспективы сотрудничества следует рассматривать на примере конкретной ситуации, включая тематику «замороженных» и «назревающих» конфликтов, демографических проблем, миграции, причин ее возникновения и последствий, влияния глобализации на современную цивилизацию, развития информационного общества

3. Проект нового российского закона о регулировании деятельности неправительственных организаций

По данной теме состоялась открытая интенсивная, иногда острая, однако конструктивная дискуссия. Немецкие участники ссылаются на потенциально негативное влияние принятия данного закона и критику, которая высказывалась в этой связи российскими неправительственными организациями. Одновременно высказывалось предостережение от поспешных оценок и указывалось на то, что и в Германии ограничивается деятельность некоторых неправительственных организаций (саентологи, некоторые исламские организации). Российские участники констатировали, что финансирование из иностранных источников иногда используется, чтобы оказывать влияние на политику, что может представлять собой угрозу для страны. Они обращали внимание участников на разъяснения российского Правительства, которые свидетельствуют о его стремлении способствовать развитию гражданского общества в России.

Участники дискуссии выразили мнение, что было бы полезно и целесообразно продолжить обсуждение проекта закона в Государственной Думе и в Общественной Палате. В завершении была высказана надежда, что новый закон не нанесет вреда деятельности неправительственным организациям.

Мастерская будущего

Мастерская будущего была основана впервые во время Петербургского Диалога 2004 в Гамбурге, свою работу она полностью развернула на нескольких заседаниях. Мастерская будущего рассматривается не как форум молодежной работы, а как генератор идей Петербургского Диалога, который продолжает его дальнейшее динамичное развитие в духе его основателей и участников. Чтобы соответствовать данной роли, участники Мастерской будущего высказали пожелание иметь более широкое представительство на Диалоге, чем это было раньше, и делегировать своих представителей в другие тематические группы.

На 2006 год Мастерская будущего предполагает работать по трехступенчатому рабочему плану, в начале которого предполагается дискуссия о вызовах, которые касаются Германии и России в глобализованном мире. Причем будут обсуждаться такие темы как европейско-российские отношения, демографические изменения в обеих странах, реформы федерализма в Германии и России, а также проблемы, проистекающие из расширения ЕС с европейских и российских позиций. На втором этапе результаты дискуссии должны влиться в двусторонний диалог о том, какие проблемы, следующие из глобальных вызовов, можно было бы попытаться решать совместно. Для будущего Петербургского Диалога по этим проблемам следует сформулировать конкретные предложения, которые затем можно было бы представить в качестве инициатив для подлежащего обновлению европейско-российского Соглашения о партнерстве как Председательству Германии в Совете 2007 г., так и Российскому Правительству.

 

 «Экономика и бизнес»

Участники дискуссии определили пять рабочих тем, которые должны быть углублены на Петербургском Диалоге 2006. Первая тема звучит как «Имидж России в Германии и имидж Германии в России. Что может сделать экономика?» Тематическая группа разработала конкретные предложения, как может экономика в Германии и в России внести свой вклад в улучшение имиджа соответственно другой страны в собственной стране. Рабочая группа предлагает организовать информационную поездку для немецких журналистов в Россию при поддержке предприятий. Развивать контакты немецких высокопоставленных представителей экономики с российскими журналистами. Улучшать образ России в немецких школьных учебниках, а также поручать молодым немецким и российским журналистам разработку концепции улучшения соответствующего имиджа страны.

Второй сферой деятельности под заголовком «Человеческий капитал Германии и России как решающий фактор экономики — сотрудничество государства и экономики при совместном обучении и повышении квалификации» должны стать соответствующие мероприятия, которые следует определить для этих целей, как может экономика более интенсивно участвовать в рамках образовательных инициатив. Тематическая группа пришла к единому мнению, что необходимо вызвать к жизни немецко-российские инициативы по взаимному обучению инженеров, а также по подготовке управленческих кадров для российской администрации, которая представляет собой решающий экономический фактор для малых и средних предприятий.

Третья тема «Роль и задачи немецко-российских экономических отношений при формировании совместного экономического пространства между Россией и ЕС» была обозначена тематической группой с учетом того факта, что европейско-российское соглашение о партнерстве и кооперации истекает в 2007 году и будет необходимо сформулировать новый базовый документ. Тематическая группа исходит из того, что среднесрочная цель совместного экономического пространства имеет огромное значение для немецкой и российской экономики. Она активно предпринимает усилия для улучшения экономических отношений в настоящее время. С этой целью она поддерживает ходатайства со стороны российских предприятий и делает ставку на усиление сотрудничества с российскими Союзами и Палатами.

В четвертой теме «Требования к будущему гражданскому обществу и экономической структуре в городах» речь идет о том, чтобы обеспечить урбанистическую структуру с учетом точки зрения экономики. Тематическая группа договорилась, что будут созданы проектная группа под руководством ЕСЕ ГмбХ & Ко КГ и российский партнер по проекту, которые будут привлекать в группу с обеих сторон соответствующие предприятия и муниципальных политиков.

Пятая тема представляет собой собственно стержень немецко-российской экономической кооперации: среднее предпринимательство. Тематическая группа намеревается предоставлять в распоряжение немецкого среднего предпринимательства больше информации о России и пробуждать у него интерес к этой стране. Она будет поддерживать российское Правительство в его усилиях по осуществлению прагматичной политики в отношении среднего бизнеса и по поддержке последнего. Она предлагает после успешного проведения конференции среднего бизнеса в 2004 году в Штутгарте провести вторую конференцию в России, для чего было бы желательно заручиться политическим участием высокого уровня.

 

«Наука, образование, здравоохранение и молодежная политика»

Проведенные как всегда в духе сотрудничества консультации были посвящены следующим аспектам:

1. Рабочая группа в начале своего заседания обсудила тему молодежной политики и молодежного обмена. В центре внимания дискуссии находились такие вопросы, как организационная реализация и финансирование молодежного и школьного обмена, осуществляемого на основе немецко-российского Правительственного Соглашения о сотрудничестве в области молодежной политики, наряду с программными вопросами. Будущий директор и посол в отставке д-р фон Плётц, уполномоченный заниматься учреждением Немецко-Российского Фонда по вопросам молодежи, сообщил о состоянии дел по учреждению данной организации в Германии, место расположения которой будет находиться в Гамбурге, а также о результатах согласования с параллельной российской структурой. Поскольку некоторые организационные и финансовые вопросы остаются пока открытыми, то в первой половине 2006 года необходимо их решить.

В дополнение к этому, коснулись вопроса о том, что многие российские и немецкие школы самостоятельно занимаются организацией встреч школьников и их пребывания в течение нескольких недель и, в соответствии с соглашением, они ссылаются на то, что обмен школьниками в первую очередь должен служить задачам знакомства со страной и людьми, а также должен быть соответственно организован и профинансирован. Далее была затронута проблема образа России у молодых немцев и образа Германии у молодых русских. И было заявлено, что все мероприятия следует планировать для совершенствования взаимного восприятия и в тесном сотрудничестве и кооперации с другими тематическими группами.

Далее была затронута тема, что при профессиональном обучении далеко не исчерпаны все возможности сотрудничества для специалистов, а также в программах для молодежи в особых жизненных ситуациях, как, например, в области деятельности молодежных организаций в общественной сфере. Рабочая группа возлагает свои надежды на новую молодежную организацию.

2. Эпицентром дискуссии по вопросам сотрудничества в области образования и науки явился Болонский процесс и его влияние на образовательный ландшафт в Германии и в России. В этой области в рамках учрежденной для сопровождения Болонского процесса подгруппы Петербургского Диалога уже состоялся интенсивный обмен мнениями, который проходил в атмосфере большого взаимопонимания благодаря близости систем образования в России и в Германии. В связи с кооперацией в области образования речь шла также о совместных образовательных программах и учебниках.

Особое внимание рабочая группа уделила отчетам о процессе развития совместной магистерской программы обучения в области прикладной физики и инженерных наук, а также вопросу разработки совместных учебников, в особенности по истории, проекту «процесса образования в течение всей жизни». Эти проекты нуждаются, однако, в продолжении дискуссии и конкретизации с обеих сторон.

С интересом и заявлениями о поддержке был принят к сведению отчет (доклад) Немецкого исследовательского общества о дальнейшем развитии совместной аспирантуры. Рабочая группа видит здесь особенно важную область двустороннего сотрудничества.

Кроме того, обсуждалось участие Германии и России в конференции по вопросам образования и науки, которая состоится в Санкт-Петербурге незадолго до встречи Восьмерки.

В области исследовательской работы была подчеркнута важность учреждения немецко-российских центров информационных, нанотехнологий и биотехнологий. Вероятно для данных проектов открываются новые перспективы, такие как Петергоф, где располагаются естественно-научные факультеты и Научно-исследовательские институты Университета Санкт-Петербурга, в 2005 году он получил статус наукограда, что связано с выделением дополнительных средств.

3. Сфера здравоохранения заслуживает особого внимания для дальнейшего сотрудничества между Германией и Россией. На основании полученных подгруппой под руководством профессора Хана результатов на первый план сотрудничества здесь выходит борьба с инфекционными заболеваниями, в особенности с гепатитом, туберкулезом и СПИДом, причем особую сферу представляют собой проблемы медицины переливания крови. Подгруппа сообщила о запланированных ею на 2006 год конференциях, прежде всего конференции, посвященной туберкулезу-СПИДу в мае 2006 года, а также приуроченное к Петербургскому Диалогу 2006 учреждение немецко-российского Института Коха-Мечникова, деятельность которого посвящена, прежде всего, этим областям. Институт должен получать финансирование из государственных средств и средств частных компаний.

Группа объединенных тем единодушно приветствует такие намерения и указывает на особое значение данных тем в рамках председательства России в Восьмерке в 2006 году.

Сюда же относятся мероприятия по обмену учеными, докторантами и студентами, а также создание совместной программы подготовки магистров в области общественного здравоохранения, которая должна быть разработана на междисциплинарной основе. Рабочая группа инициировала обмен препаратами, а также включение перевода соответствующей специальной литературы в рамках данной кооперации.

 

«Гражданский диалог, средства массовой информации и культура»

Три комплекса тем: гражданский диалог, кооперация на муниципальном уровне, средства массовой информации и культура обсуждались во время дискуссии раздельно.

В сфере культуры обсуждалась выделенная почти исключительно в ходе ранее протекавшего интенсивного сотрудничества в рамках Петербургского Диалога тема, — это тема архитектуры. Причем на переднем плане стояло обращение с традиционными историческими строениями в Германии и в России, во-первых, с точки зрения охраны памятников, во-вторых, с точки зрения необходимости их современного использования. Причем было подчеркнуто, что обязательно необходима открытая общественная дискуссия о соотношении между традицией и инновацией. В особенности было указано на то, что в России находятся под угрозой сооружения архитектуры авангарда, а также на застройку города Москвы, где под угрозой утраты находится много достойного охраны. Тем больший интерес участников привлекли к себе представленные на заседании намерения Эрмитажа по расширению в рамках так называемого Большого Эрмитажа, где части застройки Санкт-Петербурга предоставляются в распоряжение Эрмитажа.

Предложения по практическому сотрудничеству направлены на то, что учреждаемому Федеральному Фонду культуры строительства в Германии следовало бы заняться темой исторической архитектуры также и в отношении российского культурного наследия. Группа объединенных тем видит дальнейшие возможности сотрудничества прежде всего в областях строительства и технической консервации, в которых желателен обмен опытом и специалистами. Следует принять в расчет также совместные конференции и выставки в качестве средства, которое сможет более интенсивно внедрить в сознание общественности проблему сохранения архитектуры. Причем следует, однако, указать и на достаточно высокие затраты.

По тематике средств массовой информации следует, прежде всего, отметить, что подготовка учреждения стипендии имени Петера Бенеша в память ушедшего из жизни в августе 2005 года сопредседателя Петербургского Диалога продвинулась в достаточной мере вперед. Стипендия должна объединить немецких и российских журналистов, создав для них возможность поработать в ведущих немецких учреждениях средств массовой информации. Далее есть намерение более интенсивно ориентировать журналистскую работу на тему телевизионной документалистики в обеих странах кроме политической информации из столиц.

Далее подробно обсудили взаимное восприятие немцев и русских и предостерегли от того, чтобы, как и раньше, при работе в других странах не использовать соответствующие клише и стереотипы. В качестве научной основы для этого было предложено проведение опросов в Германии и России, которые могут дать обоснованное представление о соответствующем взгляде на представителя другой страны. Чтобы получить первое впечатление об образе друг друга в представлении противоположной стороны была инициирована рабочая встреча с участием немецких и российских журналистов. В связи с этим было критически указано на то, что представительство журналистов с российской стороны могло бы выглядеть более значимо, так как такой форум как Петербургский Диалог, требует, чтобы обе стороны были представлены таким образом, чтобы мог состояться углубленный обмен мнениями по интересующим обе стороны вопросам.

Сфера темы гражданское общество также страдала от неравноценного участия с немецкой и российской стороны. Это было тем более огорчительно, что там были представлены интересные инициативы по интенсификации гражданского диалога. Дискуссия сконцентрировалась на вопросе о том, как можно объединять людей на самом низком базовом уровне, причем особенно подчеркивалась роль партнерских отношений между городами. Здесь прозвучало обращение к Петербургскому Диалогу поддержать в обеих странах увеличение числа немецко-российских партнерских отношений между городами, которое пока является неудовлетворительным. К тому же было привлечено внимание к тому, что гражданская активность в городах сосредоточена в таких местах как университеты и школы, и что было бы желательно внедрить уже существующее партнерство в партнерский диалог между городами на муниципальном уровне.

Наконец, в тематической группе был критически затронут вопрос о запланированном законе о неправительственных организациях, так как многие участники Петербургского Диалога оказываются непосредственно затронутыми им с точки зрения возможностей своей деятельности. Российская и немецкая стороны пришли к единому мнению о том, что ни закон следует обратить внимание, и что он не должен оказать негативного влияния на сотрудничество в области гражданского общества, желательность которого была подчеркнута.