VIII «Петербургский диалог»

«Роль гражданского общества в предотвращении кризисов и урегулировании конфликтов»

Санкт-Петербург, 30 сентября — 3 октября 2008

Участники VIII Форума «Петербургский диалог» с германской стороны

Программа

Среда, 1 октября 2008

  • 10:00–12:00 — Открытие 8-го «Петербургского диалога» в Актовом зале Санкт-Петербургского государственного университета. Приветственное слово Председателей Координационного комитета (Лотар де Мезьер и и. о. Людмила Вербицкая), губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко и губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова. Подиумная дискуссия на тему «Роль гражданских обществ в предотвращении кризисов и преодолении конфликтов». Выступления:
    • Дмитрий Мезенцев, заместитель Председателя Совета Федерации РФ
    • Проф. д-р Константин Худолей, проректор по международным отношениям, Санкт-Петербургский государственный университет
    • Валерий Гергиев, директор и художественный руководитель Государственного академического Мариинского театра
    • Д-р Андреас Шокенхофф, координатор германо-российского сотрудничества в сфере гражданского общества, Министерство иностранных дел ФРГ
    • Д-р Габриэле Кроне-Шмальц, журналистка
    • Эрнст-Йорг фон Штудниц, Председатель правления Германо-российского форума (модератор дискуссии)
  • 12:30–13:30 — Пресс-конференция в Петровском зале Санкт-Петербургского государственного университета
  • 14:00–16:30 — Заседания рабочих групп

Четверг, 2 октября 2008

  • 9:00–11:30 — Заседания рабочих групп
  • 12:00–15:00 — Пленарное заседание с участием Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и Федерального канцлера Федеративной Республики Германия Ангелы Меркель. Вручение Премии имени Петера Бениша

 

Материалы

Подиумная дискуссия «Роль гражданского общества в предотвращении кризисов и урегулировании конфликтов»

Роль гражданского общества в предотвращении кризисов и урегулировании конфликтов стала центральной темой подиумной дискуссии. Ее актуальность определялась, в первую очередь, тем, что в 2008 году и России, и Германии пришлось столкнуться с рядом серьезных проблем, в числе которых — мировой финансовый кризис и конфликт в Осетии. Очевидно, что урегулирование этих и подобных им кризисов может стать гораздо эффективнее, если будет осуществляться силами не только государственных структур, но и гражданских обществ двух стран.

В подиумной дискуссии принимали участие член Бундестага, заместитель председателя фракции ХДС/ХСС доктор Андреас Шокенхофф, журналист, доктор Габриэле Кроне-Шмальц и председатель правления Российско-германского форума доктор Эрнст-Йорк фон Штудниц с германской стороны, а также художественный руководитель, директора Мариинского театра Валерий Абисалович Гергиев, заместитель председателя Совета Федерации Российской Федерации Дмитрий Фёдорович Мезенцев и профессор, проректор Санкт-Петербургского государственного университета Константин Константинович Худолей с российской стороны.

Доктор Эрнст-Йорк фон Штудниц в своем выступлении подчеркнул, что гражданское общество должно самым непосредственным образом участвовать в предотвращении и урегулировании кризисов и конфликтов. Оно должно способствовать развитию диалога, взаимопонимания между странами и народами. Для этого у гражданского общества имеются соответствующие инструменты — в первую очередь, средства массовой информации и дискуссионные форумы. Гражданское общество должно стимулировать появление и развитие совместных проектов во всех сферах — проектов, которые помогли бы укрепить взаимное доверие и способствовать развитию стабильных связей между странами.

По мнению профессора Константина Худолея, сегодня в Европе сложилась достаточно спокойная ситуация, в которой прямой конфликт между европейскими государствами практически невозможен. Тем не менее, на европейские государства — Россию в том числе — ложится большая ответственность в сфере предотвращения кризисов в мировом масштабе. В этой связи необходимо обратить внимание на деятельность крупных международных организаций, таких, как ООН. «Мне думается, что деятельность этих организаций была бы значительно более эффективной, если бы в них присутствовал значительно больший демократический элемент. Этот элемент, в частности, и диалог с гражданским обществом, постоянные связи с общественностью тех стран, которые являются его членами» — заявил профессор Худолей. Диалог между гражданскими обществами, по его мнению, может стать отправной точкой для серьезного диалога о мире в Кавказском регионе, который сегодня является зоной конфликта.

Доктор Андреас Шокенхофф выступил за развитие контактов между гражданами двух стран. Именно такие контакты создают основу для стабильных взаимоотношений. По мнению доктора Шокенхоффа, «и россияне, и Германия разделяют общеевропейскую идентичность, являются представителями единых европейских корней, христианства, начала наших цивилизаций. И поэтому основа для таких человеческих встреч на всех уровнях между европейцами и россиянами, немцами и россиянами, она вполне естественна, намного естественнее, чем со многими нашими другими соседями».

Заместитель председателя Совета Федерации РФ Дмитрий Мезенцев в своем выступлении обратился к истокам развития гражданского общества и призвал вести предельно реалистичный и откровенный диалог. «Если мы проявим позицию реализма, искренности и, не боясь критиковать друг друга, будем пытаться найти ответы, порой сложные ответы на сложные вопросы, мы ещё раз покажем, что и восьмой, и восемнадцатый, и двадцать восьмой раунд „Петербургского диалога“ — это реальный вклад во взаимопонимание между российским и немецким гражданским обществом» — заявил Дмитрий Мезенцев. Форум должен показать пример искреннего и открытого общения, без предрассудков и стереотипов.

Доктор Габриэле Кроне-Шмальц выступила с рядом предложений, касавшихся предмета дискуссии. Во-первых, она выступила за диалог не только внутри гражданского общества, но и между гражданским обществом и политикой. Во-вторых, доктор Кроне-Шмальц заявила о необходимости поддерживать формирование и развитие гражданского общества. В-третьих, она предложила подумать о формировании информационной кампании по улучшению имиджа России в Европе. Самое главное, по мнению доктора Кроне-Шмальц — это развивать диалог: «Нужно иметь мужество высказывать вещи, которые высказывать для кого-то неудобно, неприятно, которые не хотят слышать политкорректные политики».

Директор Мариинского театра Валерий Гергиев выступил за более тесное сотрудничество двух стран в информационной сфере, за более открытый и объективный диалог. Именно контакты на уровне гражданского общества способны не дать конфликтам укорениться, предотвратить их разрастание и не позволить им приобрести перманентный характер. Валерий Гергиев обратился к кризису в Осетии и высказал сожаление в связи с тем, что эти события часто находили одностороннее отражение в европейских средствах массовой информации. Предотвратить такое положение дел в дальнейшем могло бы развитие общего информационного поля двух стран: «Я думаю, что было бы замечательным, если бы наши лидеры — а завтра здесь будут и лидеры российской и немецкой экономики — посчитали бы для себя приоритетом на ближайшие несколько лет, именно приоритетом, а не нагрузкой, создать все возможности, для того чтобы информационное поле стало гораздо более активным по трафику в обоих направлениях».

Подводя итоги дискуссии, доктор Штудниц отметил важность обсуждавшихся вопросов, а также наличие у «Петербургского диалога» реальной возможности внести вклад в их решение. Он особо отметил необходимость распространять достижения форума в более широких кругах общественности, в первую очередь — среди молодежи.

Заключительное пленарное заседание

В рамках заключительного пленарного заседания «Петербургского диалога», в котором приняли участие Президент РФ Дмитрий Медведев и Федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель, были подведены итоги двухдневной работы форума. С докладами выступили председатель германского Координационного комитета Лотар де Мезьер и и.о. председателя российского Координационного комитета Людмила Алексеевна Вербицкая. Они подчеркнули положительный результат работы форума и кратко обрисовали круг вопросов, по которым проходили основные дискуссии в рабочих группах.

В ответном слове Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подчеркнул важность форума для развития российско-германских отношений и пообещал «Петербургскому диалогу» всю возможную поддержку. По словам Президента, «самые широкие контакты между неправительственными организациями, партиями, между нашим деловым сообществом уже приобрели собственную динамику развития, в какой-то степени даже отличную от динамики контактов и развития между государствами, между руководителями государств. Это очень хорошо. Это означает, что гражданские среды, гражданское общество и Германии, и Российской Федерации активно и живёт собственной жизнью». Несмотря на существующие разногласия, Россия и Германия понимают и учитывают интересы друг друга. Президент кратко обрисовал основные проблемы, для решения которых необходимо сотрудничество двух стран. Дмитрий Медведев подчеркнул важность совместных проектов. «Партнёрство между Россией и Германией опирается на прочную базу исторического примирения, на базу общественного согласия и просто на нашу взаимную тягу друг к другу. Мы уверены, что дальнейшему сближению не сможет помешать никто. И наверно прежде всего потому, что страны рассматривают это сближение, как свой приоритет, и делают всё возможное для укрепления многогранных связей. Ваш форум яркое тому подтверждение» — сказал Президент в заключение.

Федеральный канцлер Федеративной Республики Германия Ангела Меркель подчеркнула, что за годы существования «Петербургский диалог» полностью оправдал себя. «Вы все наполняете этот формат жизнью, а это ставит германо-российское сотрудничество и кооперацию на широкую основу, которая идёт далеко вглубь гражданского общества» — подчеркнула она. В современном мире ни одна проблема не может быть решена в одиночку. Ангела Меркель выступила также с предложением совместного изучения и осмысления событий недавнего прошлого, что могло бы помочь выработке общих ценностей.

Одним из ключевых моментов пленарного заседания стало вручение премий имени Петере Бёниша. Эта традиция была основана в 2005 году; возраст участников ограничен 35 годами. На конкурс поступило почти полторы сотни работ, из которых компетентное жюри отобрало лучшие. «Мы надеемся, что за ними будущее, в том смысле, что они умеют понимать друг друга, немецкие и российские журналисты. С этим связаны наши надежды» — сказал на церемонии вручения Михаэль Рутц, член Координационного комитета форума «Петербургский диалог». Первая премия была присуждена немецкой журналистке Диане Хильшер и ее российскому коллеге Александру Кристенко. Специальный диплом «За правдивое отображение действительности и высокую нравственность» был вручен молодому журналисту из Чеченской республики, редактору газеты «Молодежная смена» Ехихану Зелимхану.

Участники форума также получили возможность высказать свое мнение о проведенном мероприятии и высказать пожелания на будущее. Руководитель Восточного комитета германской экономики доктор Клаус Мангольд отметил, что нынешний форум проходит в непростое для обеих стран время, поэтому сейчас особенно необходимо взаимное доверие. Выступавший от имени рабочей группы «Культура» Михаил Пиотровский подчеркнул, что у России и Германии одна общая культура, что способствует взаимопониманию.

В завершающей части пленарного заседания слово для выступления получили участники российско-германского молодежного парламента. «Эти парламенты помогли создать площадку и платформу для плодотворного совместного сотрудничества между молодёжью Германии и России. Мы смогли обсудить волнующие нас вопросы, продолжить общение вне парламента и можно сказать, что уже были реализованы между участниками прошлых парламентов совместные проекты, направленные на сближение Германии и России» — заявил Максим Куштанов, представитель российской стороны.

 

Темы рабочих групп

Политика

  • «Цели и перспективы взаимоотношений и сотрудничества между Европейским союзом и Россией после 2007 года»

Координаторы: Пиа Бунгартен, Михаил Витальевич Маргелов

Экономика

  • «Модернизация промышленности. Позиция России и международная конкурентоспособность»

Координаторы: д-р Клаус Мангольд, проф. д-р Борис Сергеевич Алешин

Гражданское общество

  • «Влияние и участие негосударственных организаций на политическую жизнь в России и Германии.»

Координаторы: д-р Эрнст-Йорг фон Штудниц, Элла Александровна Памфилова,

Образование, наука и здравоохранение

  • «Инновационные темы в образовании и науке, в частности — в сферах здравоохранения и энергетического хозяйства, а также в инженерном деле»

Координаторы: проф. д-р Вильфрид Бергманн, проф. д-р Людмила Алексеевна Вербицкая

Культура

  • «Исторические культурные сооружения и охрана памятников истории и культуры»
  • «Авангард»
  • «Градостроительные проекты»

Координаторы: проф. д-р Клаус-Дитер Леманн, проф. д-р Михаил Борисович Пиотровский

СМИ

  • «Между борьбой культур, терроризмом и свободой печати — журналистика в беспокойную эпоху.»

Координаторы: проф. Михаэль Руц, Дмитрий Федорович Мезенцев

Мастерская будущего

  • «Рекомендации для стратегического партнерства в 2007/2009 годах на основе двух вопросов: Энергети-ческий альянс и демографические вызовы для Германии и России.»

Координаторы: Александр Рар, Наталья Сергеевна Черкесова

 

Заседания рабочих групп

«Политика. Мастерская будущего»

В центре внимания дискуссии в рабочей группе «Политика» находились три темы:

1. Развитие немецко-российских отношений после смены правительства в Германии

2. Сотрудничество между ЕС и Россией

3. Проект нового российского закона о регулировании деятельности неправительственных организаций

Немецко-российские отношения после смены Правительства в Германии

В своем вводном докладе Ханс-Иоахим Шпангер (Гессенский Фонд изучения мира и конфликтов) рассмотрел смену Правительства в Германии в контексте предыдущих изменений в Правительстве и счел возможными следующие изменения:

  • Германия и Россия, вероятно, не будут больше принадлежать к инициированной Президентом Шираком «оси» и не будут позиционировать себя в качестве противовеса США. Однако, изменения во внешней политике Германии под девизом «больше Америки» не должны происходить во вред России. Не следует исходить из базового положения «нулевого итога» и предполагать, что улучшение отношений с США автоматически влекут за собой ухудшение отношений с Россией. Ограниченные средства, которыми располагает немецкая сторона, уже и без того сужают границы политики усиления отношений с Америкой.

  • Федеральный Канцлер Меркель выступает за то, чтобы в будущем политика не осуществлялась больше «через головы соседей по ЕС». Хотя критические высказывания по поводу строительства Балтийского трубопровода, касающиеся процедуры, и существуют, однако, новое Правительство, как и раньше, поддерживает данный проект.

  • Все более настойчиво ставится вопрос о том, что является основой немецко-российских отношений, опираются ли они на общие ценности или же базируются, в основном, на общих интересах. Политика «ясных слов» становится более вероятной. Канцлер Меркель склоняется более к тому, чтобы называть проблемы по имени (например, установленные немецкими наблюдателями факты дефицита демократии). Рассматривая «внутреннюю эволюцию», которую переживают Германия и Россия, допускается возможность развития расхождения, однако, оно происходит в настоящее время на «широком фундаменте» общих интересов.

В последовавшей затем дискуссии было констатировано, что практически не следует ожидать изменения оценки отношений с Россией как «стратегического партнерства». Может произойти смещение акцентов, что может быть, в особенности, связано с тем, что реформы в Германии потребуют много сил от коалиции. Однако, не будет происходить никаких основополагающих изменений. Новое немецкое Правительство очень заинтересовано в хороших отношениях с Россией. Двусторонним отношениям между Германией и Россией будет, как и раньше, придаваться большое значение. Они являются не альтернативой, а двигателем тесного сотрудничества между ЕС и Россией.

Сотрудничество между ЕС и Россией

Следующей темой дискуссии явилось сотрудничество между Европейским Союзом и Россией, которое многие докладчики критиковали как недостаточное. Обращалось внимание на то, что стратегическое направление, роль и функции России в деятельности ЕС остаются неясными. Возможно ли вступление России в ЕС в долгосрочной перспективе?

Или речь идет о партнерстве, аналогичном партнерству ЕС и США? Или же состоится интеграция без членства? При определении параметров кооперации следует учесть, что ее возможности выходят далеко за рамки использования потенциала российских сырьевых ресурсов.

В 2007 году, во время Председательства Германии в Европейском Совете, на повестке дня будет стоять вопрос о продлении «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве» между ЕС и Россией. В качестве консультанта, корректора и источника импульсов Петербургский Диалог призван использовать эти исходные позиции, чтобы в наступающем году интенсивно заняться темой «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве» между ЕС и Россией и, по возможности, сформулировать конкретные предложения и рекомендации для немецкого и российского правительства.

Исходя из этого рабочей группе «Политика» была предложена на 2006 год следующая тема: «Цели и перспективы взаимоотношений и кооперации между ЕС и Россией после 2007 года». В качестве возможных тем для дискуссии были названы следующие:

  • Основные цели кооперации между ЕС и Россией?
  • Изменения во внешней политике ЕС после его расширения?
  • Перспективы сотрудничества следует рассматривать на примере конкретной ситуации, включая тематику «замороженных» и «назревающих» конфликтов, демографических проблем, миграции, причин ее возникновения и последствий, влияния глобализации на современную цивилизацию, развития информационного общества
Проект нового российского закона о регулировании деятельности неправительственных организаций

По данной теме состоялась открытая интенсивная, иногда острая, однако конструктивная дискуссия. Немецкие участники ссылаются на потенциально негативное влияние принятия данного закона и критику, которая высказывалась в этой связи российскими неправительственными организациями. Одновременно высказывалось предостережение от поспешных оценок и указывалось на то, что и в Германии ограничивается деятельность некоторых неправительственных организаций (саентологи, некоторые исламские организации). Российские участники констатировали, что финансирование из иностранных источников иногда используется, чтобы оказывать влияние на политику, что может представлять собой угрозу для страны. Они обращали внимание участников на разъяснения российского Правительства, которые свидетельствуют о его стремлении способствовать развитию гражданского общества в России.

Участники дискуссии выразили мнение, что было бы полезно и целесообразно продолжить обсуждение проекта закона в Государственной Думе и в Общественной Палате. В завершении была высказана надежда, что новый закон не нанесет вреда деятельности неправительственным организациям.

Мастерская будущего

Мастерская будущего была основана впервые во время Петербургского Диалога 2004 в Гамбурге, свою работу она полностью развернула на нескольких заседаниях. Мастерская будущего рассматривается не как форум молодежной работы, а как генератор идей Петербургского Диалога, который продолжает его дальнейшее динамичное развитие в духе его основателей и участников. Чтобы соответствовать данной роли, участники Мастерской будущего высказали пожелание иметь более широкое представительство на Диалоге, чем это было раньше, и делегировать своих представителей в другие тематические группы.

На 2006 год Мастерская будущего предполагает работать по трехступенчатому рабочему плану, в начале которого предполагается дискуссия о вызовах, которые касаются Германии и России в глобализованном мире. Причем будут обсуждаться такие темы как европейско-российские отношения, демографические изменения в обеих странах, реформы федерализма в Германии и России, а также проблемы, проистекающие из расширения ЕС с европейских и российских позиций. На втором этапе результаты дискуссии должны влиться в двусторонний диалог о том, какие проблемы, следующие из глобальных вызовов, можно было бы попытаться решать совместно. Для будущего Петербургского Диалога по этим проблемам следует сформулировать конкретные предложения, которые затем можно было бы представить в качестве инициатив для подлежащего обновлению европейско-российского Соглашения о партнерстве как Председательству Германии в Совете 2007 года, так и Российскому Правительству.

«Экономика и бизнес»

Участники дискуссии определили пять рабочих тем, которые должны быть углублены на Петербургском Диалоге 2006. Первая тема звучит как «Имидж России в Германии и имидж Германии в России. Что может сделать экономика?» Тематическая группа разработала конкретные предложения, как может экономика в Германии и в России внести свой вклад в улучшение имиджа соответственно другой страны в собственной стране. Рабочая группа предлагает организовать информационную поездку для немецких журналистов в Россию при поддержке предприятий. Развивать контакты немецких высокопоставленных представителей экономики с российскими журналистами. Улучшать образ России в немецких школьных учебниках, а также поручать молодым немецким и российским журналистам разработку концепции улучшения соответствующего имиджа страны.

Второй сферой деятельности под заголовком «Человеческий капитал Германии и России как решающий фактор экономики — сотрудничество государства и экономики при совместном обучении и повышении квалификации» должны стать соответствующие мероприятия, которые следует определить для этих целей, как может экономика более интенсивно участвовать в рамках образовательных инициатив. Тематическая группа пришла к единому мнению, что необходимо вызвать к жизни немецко-российские инициативы по взаимному обучению инженеров, а также по подготовке управленческих кадров для российской администрации, которая представляет собой решающий экономический фактор для малых и средних предприятий.

Третья тема «Роль и задачи немецко-российских экономических отношений при формировании совместного экономического пространства между Россией и ЕС» была обозначена тематической группой с учетом того факта, что европейско-российское соглашение о партнерстве и кооперации истекает в 2007 году и будет необходимо сформулировать новый базовый документ. Тематическая группа исходит из того, что среднесрочная цель совместного экономического пространства имеет огромное значение для немецкой и российской экономики. Она активно предпринимает усилия для улучшения экономических отношений в настоящее время. С этой целью она поддерживает ходатайства со стороны российских предприятий и делает ставку на усиление сотрудничества с российскими Союзами и Палатами.

В четвертой теме «Требования к будущему гражданскому обществу и экономической структуре в городах» речь идет о том, чтобы обеспечить урбанистическую структуру с учетом точки зрения экономики. Тематическая группа договорилась, что будут созданы проектная группа под руководством ЕСЕ ГмбХ & Ко КГ и российский партнер по проекту, которые будут привлекать в группу с обеих сторон соответствующие предприятия и муниципальных политиков.

Пятая тема представляет собой собственно стержень немецко-российской экономической кооперации: среднее предпринимательство. Тематическая группа намеревается предоставлять в распоряжение немецкого среднего предпринимательства больше информации о России и пробуждать у него интерес к этой стране. Она будет поддерживать российское Правительство в его усилиях по осуществлению прагматичной политики в отношении среднего бизнеса и по поддержке последнего. Она предлагает после успешного проведения конференции среднего бизнеса в 2004 году в Штутгарте провести вторую конференцию в России, для чего было бы желательно заручиться политическим участием высокого уровня.

«Наука, образование, здравоохранение и молодежная политика»

Проведенные как всегда в духе сотрудничества консультации были посвящены следующим аспектам:

1. Рабочая группа в начале своего заседания обсудила тему молодежной политики и молодежного обмена. В центре внимания дискуссии находились такие вопросы, как организационная реализация и финансирование молодежного и школьного обмена, осуществляемого на основе немецко-российского Правительственного Соглашения о сотрудничестве в области молодежной политики, наряду с программными вопросами. Будущий директор и посол в отставке д-р фон Плётц, уполномоченный заниматься учреждением Немецко-Российского Фонда по вопросам молодежи, сообщил о состоянии дел по учреждению данной организации в Германии, место расположения которой будет находиться в Гамбурге, а также о результатах согласования с параллельной российской структурой. Поскольку некоторые организационные и финансовые вопросы остаются пока открытыми, то в первой половине 2006 года необходимо их решить.

В дополнение к этому, коснулись вопроса о том, что многие российские и немецкие школы самостоятельно занимаются организацией встреч школьников и их пребывания в течение нескольких недель и, в соответствии с соглашением, они ссылаются на то, что обмен школьниками в первую очередь должен служить задачам знакомства со страной и людьми, а также должен быть соответственно организован и профинансирован. Далее была затронута проблема образа России у молодых немцев и образа Германии у молодых русских. И было заявлено, что все мероприятия следует планировать для совершенствования взаимного восприятия и в тесном сотрудничестве и кооперации с другими тематическими группами.

Далее была затронута тема, что при профессиональном обучении далеко не исчерпаны все возможности сотрудничества для специалистов, а также в программах для молодежи в особых жизненных ситуациях, как, например, в области деятельности молодежных организаций в общественной сфере. Рабочая группа возлагает свои надежды на новую молодежную организацию.

2. Эпицентром дискуссии по вопросам сотрудничества в области образования и науки явился Болонский процесс и его влияние на образовательный ландшафт в Германии и в России. В этой области в рамках учрежденной для сопровождения Болонского процесса подгруппы Петербургского Диалога уже состоялся интенсивный обмен мнениями, который проходил в атмосфере большого взаимопонимания благодаря близости систем образования в России и в Германии. В связи с кооперацией в области образования речь шла также о совместных образовательных программах и учебниках.

Особое внимание рабочая группа уделила отчетам о процессе развития совместной магистерской программы обучения в области прикладной физики и инженерных наук, а также вопросу разработки совместных учебников, в особенности по истории, проекту «процесса образования в течение всей жизни». Эти проекты нуждаются, однако, в продолжении дискуссии и конкретизации с обеих сторон.

С интересом и заявлениями о поддержке был принят к сведению отчет (доклад) Немецкого исследовательского общества о дальнейшем развитии совместной аспирантуры. Рабочая группа видит здесь особенно важную область двустороннего сотрудничества.

Кроме того, обсуждалось участие Германии и России в конференции по вопросам образования и науки, которая состоится в Санкт-Петербурге незадолго до встречи Восьмерки.

В области исследовательской работы была подчеркнута важность учреждения немецко-российских центров информационных, нанотехнологий и биотехнологий. Вероятно для данных проектов открываются новые перспективы, такие как Петергоф, где располагаются естественно-научные факультеты и Научно-исследовательские институты Университета Санкт-Петербурга, в 2005 году он получил статус наукограда, что связано с выделением дополнительных средств.

3. Сфера здравоохранения заслуживает особого внимания для дальнейшего сотрудничества между Германией и Россией. На основании полученных подгруппой под руководством профессора Хана результатов на первый план сотрудничества здесь выходит борьба с инфекционными заболеваниями, в особенности с гепатитом, туберкулезом и СПИДом, причем особую сферу представляют собой проблемы медицины переливания крови. Подгруппа сообщила о запланированных ею на 2006 год конференциях, прежде всего конференции, посвященной туберкулезу-СПИДу в мае 2006 года, а также приуроченное к Петербургскому Диалогу 2006 учреждение немецко-российского Института Коха-Мечникова, деятельность которого посвящена, прежде всего, этим областям. Институт должен получать финансирование из государственных средств и средств частных компаний.

Группа объединенных тем единодушно приветствует такие намерения и указывает на особое значение данных тем в рамках председательства России в Восьмерке в 2006 году.

Сюда же относятся мероприятия по обмену учеными, докторантами и студентами, а также создание совместной программы подготовки магистров в области общественного здравоохранения, которая должна быть разработана на междисциплинарной основе. Рабочая группа инициировала обмен препаратами, а также включение перевода соответствующей специальной литературы в рамках данной кооперации.

«Гражданский диалог, средства массовой информации и культура»

Три комплекса тем: гражданский диалог, кооперация на муниципальном уровне, средства массовой информации и культура обсуждались во время дискуссии раздельно.

В сфере культуры обсуждалась выделенная почти исключительно в ходе ранее протекавшего интенсивного сотрудничества в рамках Петербургского Диалога тема, — это тема архитектуры. Причем на переднем плане стояло обращение с традиционными историческими строениями в Германии и в России, во-первых, с точки зрения охраны памятников, во-вторых, с точки зрения необходимости их современного использования. Причем было подчеркнуто, что обязательно необходима открытая общественная дискуссия о соотношении между традицией и инновацией. В особенности было указано на то, что в России находятся под угрозой сооружения архитектуры авангарда, а также на застройку города Москвы, где под угрозой утраты находится много достойного охраны. Тем больший интерес участников привлекли к себе представленные на заседании намерения Эрмитажа по расширению в рамках так называемого Большого Эрмитажа, где части застройки Санкт-Петербурга предоставляются в распоряжение Эрмитажа.

Предложения по практическому сотрудничеству направлены на то, что учреждаемому Федеральному Фонду культуры строительства в Германии следовало бы заняться темой исторической архитектуры также и в отношении российского культурного наследия. Группа объединенных тем видит дальнейшие возможности сотрудничества прежде всего в областях строительства и технической консервации, в которых желателен обмен опытом и специалистами. Следует принять в расчет также совместные конференции и выставки в качестве средства, которое сможет более интенсивно внедрить в сознание общественности проблему сохранения архитектуры. Причем следует, однако, указать и на достаточно высокие затраты.

По тематике средств массовой информации следует, прежде всего, отметить, что подготовка учреждения стипендии имени Петера Бенеша в память ушедшего из жизни в августе 2005 года сопредседателя Петербургского Диалога продвинулась в достаточной мере вперед. Стипендия должна объединить немецких и российских журналистов, создав для них возможность поработать в ведущих немецких учреждениях средств массовой информации. Далее есть намерение более интенсивно ориентировать журналистскую работу на тему телевизионной документалистики в обеих странах кроме политической информации из столиц.

Далее подробно обсудили взаимное восприятие немцев и русских и предостерегли от того, чтобы, как и раньше, при работе в других странах не использовать соответствующие клише и стереотипы. В качестве научной основы для этого было предложено проведение опросов в Германии и России, которые могут дать обоснованное представление о соответствующем взгляде на представителя другой страны. Чтобы получить первое впечатление об образе друг друга в представлении противоположной стороны была инициирована рабочая встреча с участием немецких и российских журналистов. В связи с этим было критически указано на то, что представительство журналистов с российской стороны могло бы выглядеть более значимо, так как такой форум как Петербургский Диалог, требует, чтобы обе стороны были представлены таким образом, чтобы мог состояться углубленный обмен мнениями по интересующим обе стороны вопросам.

Сфера темы гражданское общество также страдала от неравноценного участия с немецкой и российской стороны. Это было тем более огорчительно, что там были представлены интересные инициативы по интенсификации гражданского диалога. Дискуссия сконцентрировалась на вопросе о том, как можно объединять людей на самом низком базовом уровне, причем особенно подчеркивалась роль партнерских отношений между городами. Здесь прозвучало обращение к Петербургскому Диалогу поддержать в обеих странах увеличение числа немецко-российских партнерских отношений между городами, которое пока является неудовлетворительным. К тому же было привлечено внимание к тому, что гражданская активность в городах сосредоточена в таких местах как университеты и школы, и что было бы желательно внедрить уже существующее партнерство в партнерский диалог между городами на муниципальном уровне.

Наконец, в тематической группе был критически затронут вопрос о запланированном законе о неправительственных организациях, так как многие участники Петербургского Диалога оказываются непосредственно затронутыми им с точки зрения возможностей своей деятельности. Российская и немецкая стороны пришли к единому мнению о том, что ни закон следует обратить внимание, и что он не должен оказать негативного влияния на сотрудничество в области гражданского общества, желательность которого была подчеркнута.