«Политика»

В продолжение конференции «Петербургского диалога» в Веймаре, на повестке дня которой стояла тема «Предотвращение кризисов и дальновидная политика мира», на нынешнем ежегодном форуме рабочая группа «Политика» занималась проблемами новых вызовов в системе международной безопасности. С целью подготовки обсуждений в Санкт-Петербурге в феврале 2003 г. в Берлине состоялся подготовительный семинар с участием российских и немецких представителей, на котором внимание было сконцентрировано на трех проблемах:

- глобальное значение региональных конфликтов;

- возможные направления развития постконфликтной ситуации на Ближнем и Среднем Востоке. Роль России и Германии

- новая российско-германская повестка дня в современных условиях

Ограниченность временных рамок рабочей встречи не позволила уделить равноценное внимание всем трем вопросам. Например, подготовленные доклады по вопросам послевоенного устройства на Ближнем Востоке не были зачитаны, однако они будут представлены в Интернете. Что касается новой российско-германской повестки для, то вызывает сожаление, что с немецкой стороны и дискуссии не смогли участвовать представители Бундестага, особенно Гернот Эрлер, незадолго до этого назначенный координатором в сфере российско-германских отношений. В целом дебаты проходили организованно, на высоком уровне и при активном участии.

Дискуссия по подготовленной тематике неизбежно протекала под знаком актуальных событий войны в Ираке. Этот конфликт давно уже приобрел мировое значение, выходящее за рамки региона. Многократно высказывалось опасение, что военная операция США и «коалиции добровольцев» напоминает прелюдию, открывающую новую фазу одностороннего разрешения конфликтов поенными методами. Более того, приходится считаться с возможностью раскручивания спирали новой гонки вооружений. Подобное сокращение возможностей политических действий неизбежно ведет к преуменьшению таких причин конфликтов, как последствия глобализации и бедность большой части населения планеты.

В выступлениях в ходе дискуссии неоднократно поднимался вопрос, не возникает ли необходимость констатировать, что система коллективной безопасности и мироустройства, как она сложилась после второй мировой войны, пришла к своему завершению.

- Стоим ли мы в начале нового миропорядка?

- С какими целеустановками и по каким правилам он будет формироваться?

- Кто является носителями нового функционального порядка в сообществе государств?

Дебаты об основных элементах будущей политики безопасности и дальновидной политики мира нельзя вести только на уровне правительств. Они должны в то же время стать органичной составной частью диалога в гражданском обществе о перспективах создания сообщества интересов и ценностей, единое восприятие которых оказалось в последние месяцы фикцией даже в кругу западных государств.

Широко обсуждался тезис, согласно которому региональные конфликты прошедших лет играли роль «повивальной байки» при становлении нового мирового порядка. Одна из причин этого состоит в том, что Холодную войну не удалось завершить созданием всеобъемлющего мирового порядка, который позволил бы регулировать н контролировать очаги конфликтов в мире. Наоборот, обнаружилось новое качество конфликтов, которые характеризуются развалом государств, приватизацией и коммерциализацией насилия и все чаще развиваются па уровне ниже государственного. Терроризм является примером асимметричного использования силовых методов. Возможное распространение оружия массового уничтожения придаст такому развитию дополнительный драматизм. В результате региональные конфликты концентрируют и себе высокий потенциал риска и могут легко распространяться на третьи государства.

Практически не возникало разногласий в оценке, что в политике безопасности должен быть усилен компонент многостороннего подхода. Одновременно подвергалось критике недостаточная настойчивость и восприятии региональных конфликтов. Ввиду того, что зачастую в основу действий кладутся различные масштабы ценностей, возникает опасность их недостаточной убедительности, а это грозит подрывом требования мирного решения на основе Устава Организации Объединенных Наций.

Различные мнения проявились в вопросе о том, достаточны ли существующие инструменты коллективной безопасности для эффективного и превентивного противодействия утро зам и, одновременно, для сохранения мира. При этом значительно расходились мнения, также и внутри делегаций, по следующим вопросам:

- Следует ли перед лицом новых вызовов задуматься о легитимации насилия вообще и о формах легитимации и легальности войны в особенности?

- Какие необходимы новые правила и инструменты, способные соответствовать потребностям в сфере политики безопасности?

- Обеспечивает ли существующее международное право надежную основу и достаточную свободу действий?

В рабочей группе сложился широкий консенсус относительно того, что одной из последующих задач «Петербургского диалога» станет выработка согласованных идей, касающихся путей формирования политики в указанных областях. Звучало принципиальное требование уделять больше внимания различным причинам возникновения конфликтов, стремиться к многостороннему сотрудничеству при урегулировании конфликтов в сочетании с укреплением роли ООН. Слишком поспешная ориентация на применение силы и войну заслоняет перспективу альтернативного, мирного подхода, делает ставку на право силы, а не на силу права. Согласно единодушному мнению, России и другим государствам Европы следовало бы в будущем теснее сотрудничать в этом вопросе.

С целью продолжения дискуссионного процесса в рабочей группе «Политика» в Российской Федерации еще в текущем году состоится новая рабочая встреча. При этом следует также позаботиться о подготовке дополнительных исследований области мирного урегулирования конфликтов и международного права. С целью содействия развитию гражданского диалога в обеих странах рабочие документы будут выставлены на сайте Петербургского диалога, чтобы сделать их доступными широкой общественности.

 

«Гражданское общество»

 

В рамках рабочей группы обсуждалась роль гражданского общества в развитии современного государства.

Если вспомнить, что «Петербургский диалог» был учрежден для того, чтобы способствовать диалогу между гражданскими обществами наших стран, то Вам понятно, какое большое значение, по нашему мнению, имеет дискуссия в этой рабочей группе.

Проф. Шредер с полным основанием напомнил о том, что мы обсуждаем понятие, которого нет даже в энциклопедических словарях. Тот факт, что у наших стран опыт разный, что касается взаимодействия между индивидуумами, обществом и государственными органами, видно не только в достаточно разном составе участников группы, а чувствуется также во время дискуссий между участниками.

Мы говорим о ценностях и понятиях, которые мы отчасти по-разному толкуем и, которым мы, тоже отчасти, придаем разное значение.

Во время двухдневной дискуссии мы многому научились друг от друга и согласились с тем, что мы теперь готовы говорить о конкретных проблемах в развитии гражданского общества в современном государстве

В качестве первой тематики мы планируем поднимать тему «Гражданской службы» и планируем проводить дополнительную конференцию по этой теме еще в этом году. Другими важными темами для будущих встреч «Петербургского диалога» являются, по нашему убеждению, следующие пункты:

- Отношение между политическими партиями и гражданскими группами.

- Роль церквей, молодёжных организаций, профсоюзов и других объединений в создании гражданского общества.

- Миграция между нашими странами.

Таким образом, мы намерены способствовать контактам между важными для этих тем представителей гражданского общества обеих стран.

 

«Экономика и бизнес»

 

Среди основных тем дискуссий секции можно выделить следу¬ющие:

1. Актуальные вопросы германо-российского экономичес¬кого сотрудничества в свете новой политической ц экономи¬ческой ситуации в мире.

2.  Корпоративное управление: проблемы и достижения в вопросах привлечения инвестиций и реализации инноваций.

3.    Создание и поддержка структуры союзов, ассоциаций и других саморегулируемых организаций в России.

 

Актуальные вопросы германо-российского экономического сотрудничества в свете новой политической и экономической ситуации в мире

Ситуация в мире накалилась в результате событий вокруг Ира¬ка. Влияние войны в Ираке на развитие политической и экономической ситуации в мире не должно сказаться на взаимоотношениях между российским и немецким бизнесом – таково мнение участников секции. Товарооборот между нашими странами составил в 2002 году 25 млрд. евро. Германия по-прежнему сохраняет за собой первое место по объему инвестиций в России. Российские н немецкие предприниматели заинтересованы в совместном участии в проектах по восстановлению Ирака, что в первую очередь затрагивает такие отрасли как энергетика, переработка и производство продуктов питания, строительство и так далее.

Девиз Форума «Германия и Россия в Европе» повлиял на выбор следующей темы для дискуссии – интеграция России в Европейское сообщество, формирование общего экономического пространства. Готова ли Россия к этому шагу с точки зрения тех реформ в законодательстве, которые уже сделаны или планируются в ближайшее время — это принятие новых редакций налогового и таможенного кодексов, вступление в силу закона Российской Федерации «О техническом регулировании», принятие кодекса корпоративного управления. Что нужно предпринять и какие реформы должны быть проведены в дальнейшем?

На первый план, по мнению участников секции, выходят следующие вопросы:

•          Скорейшее вступление России в ВТО;

•          Ратификация Киотского протокола;

•          Устранение бюрократических проблем, возникающих при выдаче виз;

•          Продолжение реформ в законодательной сфере;

•          Дальнейшие реформы в области стандартизации, а также таможенной и тарифной политики.

Стороны одобрили поддержку Федеральным правительством Германии проводимого в России курса реформ, указав на пример сотрудничества при работе над законом Российской Федерации «О техническом регулировании», когда помощь с немецкий стороны оказывалась четко и продуктивно. В качестве основных направлений интенсивного экономического сотрудничества были названы проекты в области высоких технологий, материалов, аэро- и космонавтики, а также энергетики. Тема сотрудничества в энергетическом секторе и области энергосбережения является центральной в развитии отношений России с ЕС и Германией. Поэтому большое внимание следует уделить развитию проекта модернизации газопроводной системы Украины, а также строительству Северо-Европейского газопровода по акватории Балтийского моря.

 

Корпоративное управление: препятствия и достижения в вопросах привлечения инвестиций и реализации инноваций

В процессе дискуссии четко обозначилась обоюдная точка зрения, что корпоративное управление как система правил и органов по повышению прозрачности управления предприятием играют решающую роль при повышении инвестиционной привлекательности региона. Высокие стандарты корпоративного управления облегчают интеграцию в мировое хозяйство. В ходе работы секции было принято решение о создании совместной российско-германской рабочей группы по вопросам корпоративного управления. Группа должна будет разработать для российских и германских инвесторов сравнительный масштаб, чтобы понизить инвестиционные риски и способствовать принятию инвестиционных решений.

Решив вопросы снижения административных барьеров и налогов, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой привлечения предпринимателями дешевых финансовых ресурсов и долгосрочного кредитования обрабатывающих отраслей, создания стартовых условий для развития малого и среднего бизнеса. Данная тема дискуссии в рамках секции затрагивала вопросы определения роли и места Центральных банков, государственных банков и коммерческих банков в решении вышеперечисленных проблем, а также регулирующих воздействий со стороны государства, направленных на поддержку предпринимателей.

Как развивать инновационную деятельность – это один из основных вопросов в практическом плане для России. Венчурное фондирование, налоговые каникулы, компенсации со стороны государства – вот перечень финансовых инструментов, применяемых в инновационных процессах Германии. Инновации и трансферт технологий являются жизненно необходимыми вопросами германо-российского сотрудничества. В качестве примера такого сотрудничества был представлен проект создания в России международного учебно-консультационною центра «Интерлогистика» на базе ГосНИИАСа с участием Магдебургского Института Фраунхофера.

PR — вопросы, касающиеся имиджа России. Несмотря на значительные экономические успехи последних лет в проведении экономических реформ, Россия так и не научилась системным образом представлять свои достижения. Вместо этого на международной арене и внутри страны создается негативный образ России. Что и как нужно изменить в имидже страны – это основной вопрос, который влияет на процесс привлечения иностранных инвестиций в Россию, на темпы развития малого и среднего предпринимательства в стране. Тема была поднята во время работы секции. Обсуждение будет продолжено между конференциями Форума с участием представителей обеих сторон.

 

Децентрализация правительственных функций. Создание и поддержка структуры союзов, ассоциаций и других саморегулируемых организаций в России.

В Германии накоплен огромный опыт передачи властных функций и полномочий неправительственным, некоммерческим, так называемым саморегулируемым организациям. Подобный опыт необходим России для осуществления децентрализации полномочий федерального Правительства. Цель германо-российского диалога заключается в поддержке и стимулировании создания развитой структуры союзов, ассоциаций и других саморегулируемых организаций в России. Первый опыт в России может быть получен при передаче Правительством РФ в неправительственные, некоммерческие организации функций национальных институтов по аккредитации и стандартизации.

В Германии существует национальная система аккредитации. В России такая система отсутствует. Совместная разработка национальной системы аккредитации с выработкой единых принципов организации систем – крупный политический шаг России и Германии, обеспечивающий нашей стране международное признание в этой области. Гармонизация тарифов и стандартов поднимет качество отношений между Россией, ЕС и ВТО на более высокий уровень. Децентрализация задач и развитие структуры союзов и палат ускорит взаимную экономическую интеграцию между Россией и Германией.

В общем можно констатировать, что обсуждения в рабочей группе проходили в дружеской и конструктивной атмосфере.

 

«Молодежный обмен, образование и наука»

 

Вопросы, обсуждавшиеся на заседании рабочей группы «Молодежный обмен, образование и наука», являются стратегически важными для обеих стран и приоритетными для германо-российских взаимоотношений. Молодежные связи между нашими странами необходимо вывести на уровень, который соответствовал бы уровню политических взаимоотношений России с Германией и России с Европой.

 

Молодежные обмены

1. Организации учителей иностранных языков обоих государств, а также конференция министров культуры (КМК) федеральных земель ФРГ, поддерживают расширение сотрудничества и взаимное увеличение объема информации о жизни молодежи в наших странах. Для интенсификации сотрудничества в области изучения языка, культуры и образования предлагается увеличить число прямых связей между школами и учителями в рамках проектов, поддерживаемых обеими сторонами. Развитие концепций преподавания иностранных языков, в том числе на основе новых мультимедийных методов, разработку новых учебных материалов, дистанционное обучение необходимо осуществлять объединенными усилиями учителей совместно с соответствующими государственными и научными учреждениями.

2. «Петербургский диалог» отмечает значимость проектов в сфере внешкольной работы. Тематический молодежный обмен в рамках молодежных объединений служит катализатором пробуждения интересов к другой стране. Разнообразие существующих молодежных объединений подтверждает важность неформального общения. Вместе с тем, следует отметить необходимость расширения молодежного обмена но большему числу регионов России, а также налаживания взаимодействий между политическими молодежным организациями,

3. На протяжении нескольких лет успешно функционируют специальные программы, касающиеся помощи молодежи в критических ситуациях, в том числе, связанных с наркозависимостью. Эти программы стали генераторами новых идей и механизмом установления новых партнерских отношений. Однако мероприятия, проводимые в рамках этих программ, не всегда носят продолжительный характер. Определенную роль в этом играют различия в структурах, в формах понимания помощи молодежи и в вопросах профессионального образования. Поэтому кооперация отдельных объединений и организаций нуждается в усиленной профессиональной поддержке и координации. В связи с этим «Петербургский диалог» отмечает необходимость значительного улучшения финансовой поддержки мероприятий, связанных с прямым обменом специалистами. Следует предусмотреть поддержку участия в таких мероприятиях социально обделенной молодежи, учащейся молодежи, молодых мигрантов и других категорий молодых людей, не обладающих достаточными средствами для поездок.

4. Рабочая группа рекомендует провести осенью этого года под эгидой «Петербургского диалога» конференцию по широкому спектру проблем, касающихся молодежного обмена. Предполагается, что на этой конференции основными докладчиками будут представители молодежи. При этом особое внимание будет уделено долгосрочным проектам.

 

Образование и наука

5. Уже несколько столетий стабильно развивается сотрудничество Германии и России в области высшего образования и науки. Однако, «Петербургский диалог отмечает, что потенциал развития этих отношений еще не исчерпан. В частности, имеет место диспропорция количества участников двусторонних обменов. Для увеличения числа немецких участников необходимо проведение широких рекламных акций российских вузов в Германии и создание новых привлекательных программ обучения в России.

6. Опыт германо-российского сотрудничества в области высшего образования показывает, что особенно эффективными в области как фундаментальных, так и прикладных исследовании являются долгосрочные совместные проекты с участием молодых ученых. Рабочая группа особо рекомендует сделать центральной темой обсуждений во время «Петербургского диалога» 2004 г. высшее образование и науку. Особо следует подчеркнуть необходимость тесного сотрудничества по проблемам Болонского процесса.

Россия и Германия имеют близкие системы высшего образования, поэтому в процессе перехода к двухуровневой системе подготовки (бакалавр – магистр) представляется целесообразным проведение взаимных консультаций. «Петербургский диалог» рекомендует создать совместную комиссию по выработке принципов и механизмов перехода к единой европейской системе высшего образования с максимальным сохранением качества и преимуществ систем подготовки специалистов в России и Германии.

Совместным заявление Конференции министров культуры федеральных земель ФРГ, Союза ректоров высших учебных заведений России и Министерства образования Российской Федерации в декабре 1999 года была начата работа по взаимному признанию сроков обучения в высших учебных заведениях, дипломов об образовании, ученых степеней и званий. Отмечая значение этой проблемы для мобильности студентов и аспирантов, «Петербургский диалог» обращается к соответствующим органам Германии и России с предложением о создании совместной рабочей группы по проблемам взаимного признания дипломов и ученых степеней. Предлагается включить ведущие российские университеты Москвы и Санкт-Петербурга в утверждаемый Конференцией министров культуры федеральных земель ФРГ список признанных высших учебных заведений, дипломы об образовании и научных степенях которых признаются в Германии.

В качестве первого шага предлагается в ближайшее время внести в этот список два всемирно признанных российских университета: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет.

7. Рабочая группа рекомендует уделить особое внимание дальнейшему развитию германо-российского сотрудничества в таких областях, как история, право, естественные и технические науки.

а) «Петербургский диалог» поддерживает инициативу Фонда Круппа и Фонда «Цайт» по созданию Германского исторического института в Москве, учредителем которого будет выступать публично-правовой фонд «Германские институты гуманитарных наук за рубежом». Этот институт будет поддерживать исследования немецких и российских историков в сфере германо-российской истории. «Петербургский диалог» просит соответствующие учрежден в Германии и России поддержать скорейшее создание института.

б) Правовое сотрудничество между Германией и Россией имеет долгую традицию. За последнее десятилетие совместная работа германских и российских юристов, особенно в области гражданского и экономического права, была очень плодотворной. «Петербургский диалог» отмечает, что основой продолжения и углубления этого сотрудничества должны стать перевод основополагающих юридических трудов и законодательства на язык страны - партера и создание совместных образовательных программ. Моделью для дальнейшего научного партнерства юридических факультетов обеих стран могли бы послужить успешное сотрудничество Академического правового университета при Институте государства в права в Москве и Мюнстерского университета; программа обучения на немецком языке, организованная при сотрудничестве между Московским университетом им. Ломоносова и университетом Регенсбург, а также сотрудничество университетов Пассау с Санкт-Петербургским и Красноярским университетами (проекты поддерживаются Германской службой академических обменов средствами Министерства внутренних дел и Министерства образования). Рабочая группа рекомендует «Петербургскому диалогу» 2004 г. уделить особое внимание теме политического и правового сотрудничества.

в)         «Петербургский диалог» поддерживает идею DAAD о создании Центра изучения Германии и Европы в Санкт-Петербурге и разработку совместной с Билефельдским и Магдебургским университетами магистерской программы «Изучение Германии и Европы».

г)         В области естественных наук «Петербургский диалог» поддерживает успешную совместную работу в областях: лазерных исследований, полярных и морских исследований, информационных технологий и экологических исследований. Рабочая группа рекомендует обратить особое внимание на развитие интенсивных совместных исследований в областях биотехнологий,

наук о Земле, а также информационных и телекоммуникационных технологий. Следует отметить плодотворную совместную работу Санкт-Петербургского, Бременского, Кильского, Грайфсвальдского и Гамбургского университетов, а также института Полярных исследований им. А. Вегенера в области полярных и морских исследований и создание совместной магистерской программы. «Петербургский диалог» поддерживает эффективное сотрудничество Института Физики Санкт-Петербургского университета, Института Кристаллографии РАН, Свободным университетом Берлина, Дрезденским университетом и Центром синхротронного излучения Бесси-2, Адлерсхоф. Перспективным будет проект создания совместной магистерской программы в области прикладной физики и информационных технологии на базе Санкт-Петербургского университета совместно с Техническим университетом Мюнхена, Техническим университетом Ильменау и Лейпцигским университетом. «Петербургский диалог» поддерживает совместные проекты в области инженерных наук (например, создание приборов для экологического мониторинга) Петербургским Техническим университетом и Техническим университетом Гамбург-Харбург. Особенно важными представляются проекты, выполняемые совместно с фирмами, производящими высокоточное оборудование: совместный проект Университета им. Фридриха Шиллера г. Йена и фирмы «АЙЦ Инжиниринг ГМбХ» по оснащению медицинского центра Санкт-Петербургского университете современным оборудованием, а также сотрудничество Института физики Санкт-Петербургского университета со Свободным университетом Берлина и фирмой «Брукер» по предоставлению современного спектрометра ядерного магнитного резонанса для исследования нано- и мезоскопических структур, а также биполимерных систем.

 

Общие вопросы секции.

8. Как уже было отмечено «Петербургским диалогом» в 2002 году в Веймаре, будущее культурного взаимодействия между нашими странами во многом определяется изучением русского языка в Германии и немецкого языка в России. Необходима интенсивная поддержка взаимного изучения языков, поскольку за последнее десятилетие число россиян, изучающих немецкий язык и число немцев, изучающих русский язык, существенно сократилось. В долгосрочном плане эта тенденция может привести к отрицательным последствиям для двусторонних отношении между нашими странами.

Рабочая группа рекомендует обеим странам при реформировании преподавания иностранных языков уделить особое внимание языку страны - партнера. «Петербургский диалог» поддерживает и считает целесообразным дальнейшее развитие инициатив, таких как германо-российский молодежный форум, содействующих формированию языковых знаний. К их реализации следует привлекать школьников, студентов и работающую молодежь. «Петербургский диалог» поддерживает идею подписания межправительственного Меморандума о содействии изучению русского языка в Германии и немецкого языка в России.

9.         «Петербургский диалог обращает особое внимание на то, что германо-российские культурные и молодежные обмены не должны осложняться вопросами, связанными с формальностями при получении виз и определения сроков пребывания в стране. Двусторонний культурный договор 1992 г. и договор по обмену молодежи 1989 г. уже предусматривают визовые, территориальные и таможенные правовые льготы, в основном, связанные с отменой консульских сборов для работающих за рубежом специалистов в области культуры. Рабочая группа рекомендует правительствам обеих стран согласовать следующий порядок прохождения консульских формальностей:

а) своевременно до начала учебного периода обе стороны при помощи вербальной ноты обмениваются сведениями о направляемых в страну специалистах с указанием персональных данных этих лиц, направляющей и принимающей организации, цели и сроков пребывания за рубежом.

б)         Министерства иностранных дел дают своим консульским представительствам указания о выдаче указанным специалистам многоразовых виз без взимания сборов. Если в принимающей стране необходима регистрация или продление визы, то министерства уведомляют компетентные органы, которые обеспечивают быструю без взимания сборов регистрацию и продление виз. При этом устраняется необходимость многократного продления визы в течение учебного года.

в)         Стороны обязуются предоставить лицам, пребывающим в их странах в рамках двустороннего сотрудничества, возможность неограниченного и беспрепятственного передвижения по стране. Обе стороны рассматривают возможность выдачи таким лицам специальных паспортов, как это уже принято в других странах в отношении некоторых профессиональных групп.

10.       «Петербургский диалог» отмечает, что мероприятия и проекты в области языка, школьного, внешкольного и профессионального молодежного обмена, а также в области высшего образования достигли такого уровня, который оправдывает учреждение Германо-Российского координационного органа по вопросам молодежного обмена. Рабочая группа обращается к правительствам обеих стран с просьбой организовать в кратчайшие сроки двустороннюю правительственную рабочую группу с привлечением «Петербургского диалога», для выработки содержательной, организационной и финансовой концепций до начала назначенных на осень 2003 г. германо-российских правительственных консультаций.

 

«Культура»

 

Рабочая группа «Культура» видит в укреплении и активизации культурных связей между Россией и Германией шанс для сближения, повышения взаимного интереса и развития творческого потенциала.

Она настаивает на том, что ограниченная рамками ЕС Европа не должна препятствовать развитию более масштабной культурной Европы – с ее богатой историей и растущим потенциалом. Это связано как с возможностями финансирования и заключения культурных соглашений, так и с межинституциональными связями.

Положительным фактором в деле укрепления двусторонних культурных связей между Россией и Германией может стать упрощение порядка выдачи виз. Для этого должны быть использованы соответствующие правовые ресурсы.

Культурный обмен между нашими странами представляется рабочей группе прежде всего как ментальный процесс. Об этом свидетельствует характер совместных германо-российских проектов, рекомендованных к реализацией рабочей группой в 2001-2002 годах. 2003 год был годом русской культуры в Германии, 2004 год должен стать годом немецкой культуры в России. Программа, поддерживаемая правительствами обеих стран и подразумевающая проведение более 400 различных мероприятий, позволит широко представить все области культуры. Рабочая группа рекомендует обратиться в московское отделение Института Гете по всем вопросам, связанным с культурными проектами 2004 года.

Она поддерживает предложение министров Швыдкого и Вейс по возможности до конца мая - начала июня составить  единый план мероприятий (Институт Гёге и государственные учреждения). Для проведения мероприятий 2004 года высказаны следующие рекомендации:

•          Программа должна распространяться не только на крупные города, но и выходить за их пределы.

•          Должны быть задействованы партнерские отношения между городами-побратимами,

•          Путем поиска новых форм работы в области культуры должна быть вовлечена молодежь.

•          Проекты должны затрагивать образцы как классической, так и современной культуры.

•          Прежде всего, должны быть затронуты такие области культуры, как опера и балет, произведения современной литературы в театральных постановках и чтениях, проведены большие совместные выставки в области изобразительного искусства и археологии, неделя кино, совместные телевизионные проекты.

•          Результатом ряда мероприятий должны стать долгосрочные совместные проекты, как то: мастер-классы по реставрации и охране памятников, стажерские и волонтерские обмены при библиотеках, архивах и музеях, программа по художественному переводу.

Рабочая группа уже сейчас предлагает конкретные выставочные проекты:

•          «Избирательное сродство», изобразительное искусство 14 века между Россией н Германией (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Берлинская Национальная Галерея) — выставки в Москве и Берлине.

•          Россия-Пруссия (1800-1850) (Эрмитаж — Фонд дворцов и парков Пруссии, Фонд культурного наследия Пруссии) — выставки в Санкт-Петербурге и Берлине.

•          Эпоха Меровингов, переселение народов (Эрмитаж, ГМИИ им. Пушкина, Музей первобытного искусства в Берлине - выставки в Санкт-Петербурге и Москве. На экспозиции будут представлены не только экспонаты из основных фондов музеев, по и произведения искусства, вывезенные во время войны.

•          Выставка фарфора - Мейсенский фарфор.

•          Выставка «Следы» из Дома истории в Бонне. Она должна быть открыта в Историческом музее в Москве.

Все выставки должны сопровождаться мероприятиями. Возможность Книжной ярмарки, проводимой во Франкфурте в 2003 году, должны быть использованы для достижения договоренности по организации программы перевода литературы.

Рабочая группа придерживается мнения, что продолжением культурных проектов 2003-2004 годов должны стать проекты 2005 года, где акцент будет сделан на 60-летии окончания войны. Для этого необходимо провести надлежащую подготовку, которая в большей степени должна быть связана с социальной, чем с военной проблематикой.

В новой атмосфере взаимного доверия вопросы перемещенных культурных ценностей должны обсуждаться и решаться более открыто и дифференцированно.

Новые учебники должны более точно и полно представлять события войны и послевоенного времени – такие, например, как блокада Ленинграда (разработка при участии Комиссии историков). В 2005 году должна быть затронута тема Калининграда/Кенигсберга в связи с 750-летним юбилеем города. Принимая во внимание вышеупомянутое, рабочая группа рекомендует обсудить в форме коллоквиумов следующие темы:

- Сравнительный анализ немецкой и русской культур, возможно, в качестве основы для открытия нового института.

- Свободная и вынужденная миграция.

- Охрана памятников и реставрация вывезенных культурных ценностей (мастер-класс).

Рабочая группа придерживается мнения, что проекты должны быть не единовременными мероприятиями, а предпосылками для долгосрочного сотрудничества.

Положительную роль при этом должно сыграть участие российской стороны в культурном портале немецко-русских культурных связей, который в настоящее время существует только в немецком варианте. Для обеспечения сохранности книжного фонда России необходима реализация неоднократно предлагавшегося проекта по организации Центра хранения книжного фонда в Москве, который должен быть создан при поддержке немецких партнеров.

Проведение конференции городов-побратимов в России в 2004 году, где, в частности, будут представлены успешные культурные проекты, должно стать стимулом для дальнейшего расширения сотрудничества.

Деятельность и инициативы Рабочей группы, состоявшиеся до сих пор, в связи с отношениями, уже существующими между рядом учреждений культуры России н Германии, имели хорошие шансы па успешную реализацию. Однако не менее важно принимать новые течения современной культуры и привлекать в Рабочую группу их представителей. Существенной является также как языковая, так и организационная поддержка молодежных программ, которая позволяла бы открывать новые возможности для получения основного, а также дополнительного образования и постепенно создавала бы действенную инфраструктуру для долгосрочных обменов.

 

«Средства массовой информации»

 

 

После прошлогодних дебатов о правовых рамках свободной системы СМИ (доклад проф. доктора Альберта Шарфа на тему «Два столпа свободы мнения: независимость и многообразие) в этом году речь в Санкт-Петербурге шла о содержательном наполнении. Тема была обозначена так: «Этика журналисти¬ки».

Вводный доклад сделал г-н доктор Михаэль Науманн, из¬датель немецкой еженедельной газеты «Ди Цайт».

Г-н доктор Науманн указал на задачу журналистов обра¬зовывать общественность с целые достижения с помощью этой общественности сознательных действий всех участвующих в общественно-политических процессах. При этом речь идёт, в первую очередь, об обязанности широкого освещения событий, а также о контроле и критике.

Такая сознающая свою ответственность журналистика зна¬ет как границы, так и особые требования. Границы проводит, например, ответ на вопрос, должно ли все то, что ты узнаешь, публиковаться. Задача журналистов здесь взвесить, оправдывают ли последствия использования свободы прессы переход критических границ (пример: прямые репортажи в Москве из театра, захваченного чеченскими террористами). Такие грани¬цы существуют и в отношении частной жизни людей, находящихся в поле зрения общественности. Что касается требований, на первом плане стоит требование плюралистической интерпретации событий. Журналисты не должны поддаваться господствующему мнению, кроме того, они должны сохранить независимость собственных оценок и эмоций, не подчиняя их мнению правительства.

По мнению доктора Науманна, самокритично следует также оценивать «большой консенсус», часто достигаемый журналистами и компаниями СМИ с правительством как на Западе, так и на Востоке. Для этого могут иметься причины, но консенсус никогда не должен превращаться в содействие. По словам докладчика, «связанные журналисты» на войне в Ираке подвергаются опасности потерять возможность выполнения своей непосредственной задачи контроля и критики. Доктор Науманн отметил, что журналист всегда и везде каким-нибудь образом «связан», но следует строго следить за границей того, когда работа журналиста становится содействием.

За докладом г-на доктора Науманна последовала интенсивная дискуссия, во время которой обсуждалась конкретная ситуация в России и Германии на примерах конкретных событий (нападение на киноцентр в Москве, захват заложников в Гладбахе и др.). На основе существующих кодексов этики журналистов (Германский совет по делам прессы, Союзы журналистов в России) обсуждалось, какие конкретные направляющие линии уже существуют и где они требуют улучшения.

В процессе дискуссии о необходимости сотрудничества российских и германских журналистов были разработаны требования к Федеральному канцлеру Шредеру и Президенту Путину, которые и были им переданы на пленарном заседании в Санкт-Петербурге. Они гласят:

1. Мы ожидаем от наших глав правительств, что они в своей сфере деятельности, а также помимо нее, приложат усилия к тому, чтобы была гарантирована независимость представления информации. Мы ожидаем от них уважения к праву СМИ действовать на свою ответственность.

2. Журналистский обмен между Россией и Германией в настоящее время осложняется или делается невозможным практикой выдачи виз, которая не может продолжаться в том виде,

в котором она сейчас ведется. Служебные визы, в том числе и для непродолжительных поездок и практики, а также для доцентов, следовало бы в будущем выдавать бесплатно, быстро и с продолжительным сроком действия.

3. Европейская мысль, включая и германо-российские отношения, должна находить отражение в таком СМИ, как телевидение. Создание Европейского телеканала представляется нам смелым политическим решением, исходным пунктом могла бы стать германо-российская программа передач.

4. Ожидается, что журналистам снова будет обеспечен свободный доступ в Чечню. Только это может гарантировать свободный доступ к информации оттуда.

5. Мы просим оба правительства активнее способствовать обоюдным программам обмена журналистов в финансовом плане.

Дебаты в рабочем кругу о том, какие проекты в области СМИ представляется необходимым реализовать в следующие 12 месяцев, привели к следующему результату:

1. Сформированная в прошлом году в Веймаре рабочая группа, задачей которой является сравнение законодательств по СМИ в обеих странах, теперь должна приступить к работе. С германской стороны работа должна быть поставлена под руководством профессора доктора Альберта Шарфа, бывшего президента Европейского союза теле- и радиовещательных компаний и уважаемого специалиста по законодательству в области СМИ. С российской стороны работу будет координировать г-н профессор доктор Федотов.

Цель рабочей группы заключается в системном и правовом сравнении СМИ. Работы должны также учитывать соответствующие рекомендации ЕС.

Юридическое регулирование в отношении СМИ: рабочая группа должна придавать большое значение сложившейся в ФРГ и других государствах системе общественного теле- и радиовещания.

2. В рамках темы «Власть и СМИ» германская сторона уже в начале лета пригласит до десяти ведущих российских журналистов в Германию для участия в притязательной в отношении состава собеседников с германской стороны программе. Этот проект станет продолжением «Петербургского Диалога». Министерство иностранных дел высказало своё согласие участвовать в принятии делегации.

3. В качестве начала телемоста между Германией и Россией должны быть продолжены многообещающе начавшиеся беседы с немецкой телекомпанией Феникс. Задумывается ежемесячный журнал, в котором будут помещены материалы, прошедшие в другой стране,  по которым можно будет составить себе представление о другой стране, выходящее за рамки политической ситуации.

4. В конце осени или следующей весной германская сторона организует в Брюсселе в качестве проекта-продолжения «Петербургского диалога» заседание германских и российских журналистов на тему «Европа – взгляд на восток». Среди прочего предполагается обсуждение вопросов СМИ в беседах с политиками.

5. Интернет-сайт «Петербургского диалога» будет развиваться дальше. Присутствующих представителей СМИ просят безвозмездно предоставлять публикации из их СМИ, которые могут быть интересны для использования на Интернет-страницах. Эта просьба обращена и ко всем остальным рабочим группам.

Перед выборами в Думу в конце 2003 года несколько российских СМИ предложат для германских журналистов места в качестве гостей сроком на три недели. Они будут распределяться и заниматься с германской стороны через координатора «Петербургского диалога» по секции СМИ.

Перед выборами в Думу российская сторона также организует поездку германских журналистов в Россию, чтобы познакомить их с политической обстановкой в России. Эта поездка также станет проектом-следствием «Петербургского диалога».